В 1979 году МО СССР совместно с руководством соц.стран проверяли ПВО Болгарии и Румынии.Для этого два наших экипажа должны были выполнить полёт вдоль южной границы Болгарии на запад, затем вдоль западной границы Болгарии повернуть на север, пройти вдоль западной границы Болгарии и Румынии, затем развернуться на восток и в районе Одессы выйти на нашу территорию. Причём, оба экипажа должны были идти по одному маршруту, но на разных высотах.
Назначили мой экипаж и экипаж командира АЭ подполковника Акопяна. Экипаж Акопяна шёл на большой высоте (11000 м) и по условиям учений имел право применять активные и пассивные помехи, выполнять противоракетные и противоистребительные маневры. Нашему экипажу (я – командир, штурман капитан Байбурин, оператор капитан Кордюков) поставили задачу пройти на малой высоте (от 900 м до предельно-минимальной), при этом экипаж мог выполнять противоистребительный и противоракетный маневры, но не мог ставить ни активных, ни пассивных помех.
И вот мы подошли к границе Болгарии одновременно с экипажем подполковника Акопяна, он на большой высоте, я на малой (над морем шли на 200 метров), режим радиомолчание. В долинах Карпат по условиям безопасности шли 200-300м над холмистым рельефом. Примерно в центре Болгарии стали появляться признаки, что нас пытаются атаковывать истребители (стали слышны редкие сигналы СПО-3). Когда срабатывал СПО-3, мы снижались в долины между горами совсем низко.
Истребители и в Болгарии и в Румынии (МИГ-21) догоняли нас до расстояния увереного пуска ракет, но так низко боялись снизиться и ни одного перехвата сделать не смогли (перехвачен - если СПО-3 перешёл на "пулемётную очередь" (у МИГа это соответствует взятию на автосопровождение, ракета ВВ готова к пуску). Такой пулемётной очереди мы так и не слышали. Оператор и в Болгарии и в Румынии иногда докладывал, что визуально МИГи (обычно пара) подошли уже на 300-500 метров (эта дистанция позволяла бы им атаковать нас пушками, или НУРСами, но они были выше и снижаться до нашей высоты боялись, а поэтому их атаки считались неудавшимися.
Когда же вышли на нашу территорию (где-то в районе Одессы), никакие средства и маневры на прельно-малой высоте в долинах Карпат (я бы сказал - ниже всяких пределов) не помогли и нас раза 3-4 перехватили. Мало того, два раза при всех моих довольно опасных маневрах, к нам пристроились в плотный строй наши российские СУ-15. Экипаж Акопяна на большой высоте, несмотря на комплексное применение всех средств против перехвата, всё-таки перехватили пару раз и в Болгарии и в Румынии, не говоря уж о наших истребителях.
Из этого я сделал 2 вывода. Первый, - подготовка и опыт наших истребителей намного превосходит подготовку болгар и румын. Второй, - я понял, что пройти и не быть перехваченным на малой высоте самолётам ТУ-22 вполне по силам.
По учениям МО СССР 30й полк неоднократно выполнял так называемый «межфлотский маневр», когда полк перебазировался на аэродромы Северного Флота, а полки Северного Флота перелетали в Крым. Так в 1967 году более 10 экипажей под командованием командира полка полковника Г.Кузнецова перелетели из Крыма в Кипелово и оттуда выполнили несколько полётов в Северный Ледовитый океан, Норвежское и Северное моря. Тогда был совершён один из самых длительных полётов на ТУ-22Р без дозаправки топливом в полёте, - 5 час 55 мин.
Осенью 1972 года 18 экипажей под командованием командира полка полковника В. Мышко также перелетели на один из аэродромов под Вологдой и успешно выполнили несколько полётов в Северный Ледовитый океан, Норвежское и Северное моря. Перед обратным вылетом самолёты были заправлены с расчётом для захода на 700й полигон Каспийского моря, но в последний момент обстановка изменилась и заход на 700й полигон отменили, поэтому идти домой предстояло прямо в Крым.
Заправка оказалась излишней, но слить топливо было невозможно. Тогда полковник Мышко принял решение – выполнить перелёт на сверхзвуковой скорости и таким образом выработать излишки топлива. Маршрут проходил по восточной окраине Московской зоны ПВО, где уже готовились провести тренировочные перехваты наших ТУ-22Р, однако Командование сил ПВО не знало, что ТУ-22 будут идти на сверхзвуке.
В результате запоздалых действий средств ПВО ни один истребитель не смог перехватить нашу группу.
Автор - Сергей Бутковский