Март 1978 года, экипаж в составе: я – командир, штурман к-н Яскин, оператор к-н Кордюков находимся в ДС. От оперативного дежурного ЧФ поступает команда: «Тревога, срочный вылет на поиск двух американских кораблей, зашедших этой ночью в Чёрное море и "оторвавшихся" от нашего ГИСУ». Далее следовали координаты района поиска. Заправка самолёта постоянная - 24 тонны из расчёта туда и обратно верхом (на большой высоте, где расход топлива меньше) и там еще на поиск. Критическая ситуация развивалась по этапам (как это чаще всего и бывает).
Во-первых, поиск занял больше времени, чем предполагалось (Чёрное море только на карте Мира - небольшое, а на самом деле оно не такое и маленькое, найди в нём два корабля, когда их там десятки, да ещё надо опознать их и сфотографировать, иначе - не достоверно). После довольно долгих поисков выяснилось, что корабли не там, где нам указали. Но, наконец, обнаружили, подошли к ним, теперь надо опознать визуально и обязательно сфотографировать.
Для этого надо снизится на предельно-малую высоту. Снизились, определили: наши «клиенты», - эсминец и фрегат. Затем опять непредвиденное - фотографирование с первого (да и со второго тоже) захода не удалось. Низкая облачность, видимость плохая, поэтому штурман, то в видоискатель поймать не может, то диафрагма не та, что расчитывал и т.д. А корабли оказались в "самом дальнем углу Чёрного моря", возле турецкой границы с Грузией (южнее Батуми).
В общем, наконец, задачу выполнили, но... РДС (диспетчер управления воздушным движением) не даёт верхние эшелоны (шёл какой-то литерный борт по трассе Инеболу-Симферополь), т.е. пришлось идти "низом". А топлива, мягко говоря, - «совсем ничего». Я сижу, как на иголках, но экипажу не говорю, на запросы РП об остатке, отвечаю – «нормально» (чтобы ни экипаж ни РП понапрасну не нервировать, они ничем помочь не могут). Вижу, топлива очень мало, а запасных аэродромов в этом районе нет. Ещё задолго до подхода к аэродрому пришлось перейти с автоматической выработки топлива на ручную, при этом я включил подкачивающие насосы ВСЕХ БАКОВ без исключения (как показали дальнейшие события, - только это и предотвратило неминуемую аварийную ситуацию).
Но всё же на посадочном на удалении 10 км из-за нехватки топлива выключился левый двигатель. Оператор сразу доложил: "Отказали генераторы левого двигателя", а я не стал говорить экипажу, что это не отказ генераторов, а просто выключился двигатель (мы уже через минуту-другую должны были садиться). Дальше посадка, прирулил на одном двигателе, но из-за общего шума и темноты (уже наступила ночь) никто этого не понял.
Но, когда ст.техник ст.лейтенант Козырюк залез в кабину выяснить остаток топлива для последующей заправки, он увидел на расходомере остаток менее 1 тонны, а это намного меньше самого минимального остатка. Экипаж я отвёл в сторону и сказал им, что отказа двигателя не было, а двигатель встал из-за нехватки топлива.., они были поражены... Т.е., у нас не осталось не только предписанного по Инструкции минимального остатка топлива 4 тонны (кстати, это минимальный остаток - по соображениям устойчивости самолёта, но с этим я справился, самолёт, правда, на рулении еле касался передней стойкой бетона), но и вообще через несколько минут мог встать и правый двигатель из-за полной выработки топлива...
Но всё-таки с задачей мы справились успешно и без аварии, которая вполне могла случится из-за наложения всевозможных трудно прогнозируемых факторов.., а это было – главное.
Автор - Сергей Бутковский