В 1979 году по учениям ВМФ СССР моему отряду (я – командир, ведомые капитан Дудкин и капитан Милостивенко) поставили задачу: произвести перспективную аэрофотосъёмку береговых объектов г.Севастополя на сверхзвуке (М=1.1 – 1.2, Н=11000м Д=15-20км) в "плотных боевых порядках, строем – правый пеленг" (хотели сделать эксперимент)...
На постановке задачи я встал и сказал, что этого делать нельзя, т.к. в городе будут большие "неприятности", это слишком близко к городу, тем более не одиночно, а отрядом. Кто не знает - скажу, что в Инструкции сказано об этом так: "Выход на сверхзвук разрешается на высоте не ниже 11000), или на меньшей высоте, но на удалении не менее 100 км от берега" (не из-за ограничений самолёта, а из условий безопасности объектов на земле). В ответ на моё замечание зам. Командующего ВВС ЧФ, который ставил задачу, сказал: "Это не Ваше дело, Ваше дело - выполнить задачу"... Ну что же, приказ есть приказ.
Летим на сверхзвуке в режиме радиомолчания отрядом (3 самолёта ТУ-22Р), строем правый пеленг (примерно 60 на 60 м)... Подходим к траверзу г.Севастополя, держим М=1.2, приготовились к фотографированию, вдруг мне поступает с КП ВВС ЧФ команда (в закодированом виде): "Съёмку производить на дозвуке" !? Я тут же дублирую её ведомым и мы тормозимся.., но уже - поздно, т.к. ТУ-22, как известно, никаких тормозных щитков не имеет, торможение производится только дросселированием двигателей на МГ... Фотографирование, конечно, произвели нормально, но...
По прилёту «особисты» арестовали всю полётную документацию отряда, были сняты все МСРП (как говорят в народе - чёрные ящики), а также магнитофонные записи разговоров. Всё вымеряли, сколько времени ушло у меня на передачу команды "Торможение" экипажам, как энергично мы тормозились.., короче - не замешкался ли я и нельзя ли сделать меня "виновником" в этой затее, которая закончилась какими-то серьёзными повреждениями в городе (там ушло много стёкол и не только это...).
В итоге нас "отпустили с миром" (я передал команду менее, чем за 1 сек, но самолёты физически не могли затормозиться быстрее, т.к. опоздали не мы, а на КП) и даже не наказали, а другого "поощрения" мы и не ждали... Эксперимент оказался неудачным из-за плохой подготовки его в штабе.
Автор - Сергей Бутковский