Второй серьезный конфликт в который были вовлечены бомбардировщики Ту-22Б - Ирано-Иракская война, начавшаяся в 1980 г. Иракские самолеты использовались очень широо и их дальность позволяла им достигать практически любую цель в Иране. Однако, здесь они столкнулись с гораздо более серьезным противником, чем в Ливии. После начала войны 19 сентября 1980 г. бомбардировщики Ту-22Б были назначены для нанесения удара по Тегерану и Исфахану. Во время рейда на Тегеранский аэропорт 23 сентября 1980 г. иранцы заявили о сбитии одного Ту-22Б. После первоначального натиска ВВС Ирака значительно снизили свою боевую активность, за исключением выполнения отдельных специальных заданий. В начале октября Ту-22Б опсть приняли участие в боевых действиях, на этот раз при сопровождении истребителями они нанесли бомбовый удар по двум автомобильным заводам в Тегеране. Отмечалось, что иногда Ту-22Б действовали с баз в Саудовской Аравии и Северном Йемене, которые служили им убежищами от ответных ударов ВВС Ирана по их основной базе в Аль-Валиде.

Частота рейдов Ту-22Б уменьшилась, когда СССР установил эмбарго на поставки оружия Ираку. К 1984 г. Иракские силы уменьшились до восьми Ту-22Б. Однако неясно, связано ли было это уменьшение с боевыми потерями или с аварийностью. Эскадрилья Ту-22Б продолжала наносить удары по ключевым нефтедобывающим и военным объектам. К 1982 г. Иран заявил о сбитии двух Ту-22Б. В мае 1985 г. Ирак возобновил активные воздушные операции против Иранских городов Тегерана, Исфахана и Шираза, с участием Ту-22Б. Это спровоцировало войну против городов, в которой обе стороны обстреливали города друг друга баллистическими ракетами "Скад". Иракские Ту-22Б не обошлись без потерь, сообщалось о повреждении как минимум одного бомбардировщика при столкновении с иранским F-4 Phantom, который серьезно повредил стабилизатор Ту-22Б ракетой Sidewinder. Другой самолет получил повреждения от зенитной ракеты MIM-23 HAWK.

В марте 1988 г. Ту-22Б первый раз были использованы против морских целей во время танкерной войны. Было заявлено о поражении 19 марта 1988 г. бомбардировщиками двух супертанкеров - "Аваи" и "Санадаи". К концу войны в иракских ВВС оставалось только пять Ту-22Б, это означает, что во время войны было потеряно около семи машин.

Ссылка на первоисточник - энциклопедия  УГОЛОК НЕБА

 

Бомбы крупного калибра

 

В 1980 году началась война между Ираком и Ираном, которая завершилась в 1988 году. На вооружении ВВС Ирака находились помимо прочих и самолёты Ту-22, которые использовались в этой войне иракцами в качестве исключительно бомбардировщиков.

Предполагаю, что в 1984-1985 г.г. Ирак решил применять с самолетов Ту-22 бомбы крупных калибров, чтобы “ровнять объекты противника с землёй” и с этой целью обратился к СССР и за такими бомбами, и за соответствующим оборудованием, и за обучением  специалистами. 

Боевое применение бомб крупного калибра (>1500кг) по плану учебно-боевой подготовки с самолетов Ту-22 в варианте бомбардировщика было чрезвычайно редким явлением в Дальней авиации. Самолёты держались в вариантах ракетоносца, разведчика и постановщика помех, но не в вариантах бомбардировщика.

В связи с просьбой Ирака было принято решение “вспомнить” технологию подвески бомб крупного калибра (5000 и 9000кг) на БД в грузоотсеке и выполнить практические б/м. 

Самолеты (2+2) были перебазированы в Бобруйск из Зябровки и Нежина. Задачу выполняли парами Ту-22Р. В каждой паре один (ведущий) самолет пары выполнял бомбометание, а второй сопровождал его для объективного контроля процесса.

Экипажи

-  290 одрап (Зябровка) КК п/п-к Чернышов Виктор Петрович (ком. аэ), ШК к-н Чумак Олег Григорьевич (пом. шт. аэ)

- сопровождающий экипаж КК м-р Мигранов Павел Андреевич, ШК к-н Стрельцов Владимир... 

-  199 одрап (Нежин) — п/п-к Воробьёв Владимир Васильевич (ком.аэ), ШК к-н Пунин Анатолий Сергеевич (шт.аэ), оператор РТСС к-н Дроздецкий Владимир (нач. ВОТП аэ); 

- сопровождающий экипаж КК м-р Наседкин Владимир Николаевич, ШК м-р Безпалюк Александр,  оператор РТСС к-н Глебов Вячеслав.

Боевое применение:

12 и 13 мая 1985г. пара Ту-22Р из Зябровки и пара из Нежина выполняли полеты из Бобруйска на полигон Херсон с возвратом на аэродром Бобруйск. В Бобруйске на складе АСП  были бомбы требуемых крупных калибров. 

12 мая два вылета. В каждом из этих вылетов «бомберы» сбросили по 1 ФАБ-5000 м-46.

13 мая «бомберы» в первом вылете сбросили по 1 ФАБ-9000 м46. Вторым вылетом перелетели из Бобруйска на базовые аэродромы. Итого за три вылета «бомберами» было сброшено по три бомбы (по 19 тонн в сумме). 

Бомбы ФАБ-3000м-46 не бросались.

Боевой порядок — сначала пара самолетов 290 одрап (диапазон высот 3300-3600м), затем,  через 10 минут, пара от 199 одрап (4500-4800м). На полигоне Херсон по инструкции разрешалось бомбометание бомбами калибром до 3000 кг, но для выполнения этого задания указанное ограничение временно сняли. 

Таким образом, в СССР было подготовлено два экипажа-инструктора для обучения в Ираке практическому применению бомб крупного калибра с самолёта-носителя Ту-22Б. Иракская сторона до окончания войны с Ираном так и не пригласила к себе инструкторов. Соответственно, в Ирак не было передано ни одной бомбы крупных калибров.