•  В целях сохранения боевых традиций было принято решение о присвоении полного наименования  и  передаче  Боевого  знамени  и  музея   121-го  Гвардейского  ТБАП   (войсковая часть  15486),  расформированному  в 1994г.,  1096ТБАП  (войсковая  часть  42165).

Исполняя   Директиву  ГШ  ВС  РФ  от  1 июня  1994 г.,    с   1   декабря   1994г.  121-й  ТБАП базируется  на  аэродроме Энгельс - 2  в  Саратовской  области,   ведущий  свою историю  с  1930 года.

   С 16 февраля 1992г., тогда еще 1096-й ТБАП, приступил к перевооружению на многорежимный ударный авиационный комплекс Ту-160. Первыми из состава полка, 29 июля 1992г. выполнили несколько полетов на Ту-160 экипажи командира полка подполковника А. Жихарева и командира эскадрильи подполковника А.С. Малышева. Старший летчик-инспектор ДА подполковник А.Медведев и  штурман-инспектор  подполковник В. Карпов  разрешили  им  самостоятельные  полеты. В 1992 г. 37 летчиков и штурманов, а также некоторая часть авиаспециалистов Прилукского  184-го  Гв. ТБАП   прибыли   в   г. Энгельс   и   начали эксплуатировать Ту-160  в  небе  России.  Приехавших встретили неоднозначно,  ведь в  гарнизоне своих трудностей было не счесть. Вновь прибывшие в полк сразу получили  обидное прозвище  «Гоблины». Но, несмотря на серьезные социально-бытовые проблемы, незавершенную  реконструкцию  аэродрома и материальной базы, недостачу элементарного - защитных шлемов и специального летного снаряжения, летчики и  ИТС  полка приступили  к плановому освоению  тяжелого  многорежимного  и  многоцелевого ракетно-бомбового  комплекса Ту-160. Он  до сих пор, по оценке специалистов,  является самым мощным ударным авиационным  комплексом   в  мире.

     Первый в российских ВВС практический пуск ракеты Х-55 с борта Ту-160  был выполнен 22 октября 1992г.   экипажем  командира  полка  полковника   А.Д.Жихарева

 (ПКК -  подполковник  Н.Моисеенко,  штурманы подполковники  А.Гаврилов  и  А.Пакулев).

   Из, построенных  Министерством авиационной промышленности, 37 Ту-160, в настоящее  время  16 находятся  на  вооружении  бывшего теперь  121-го Гв. ТБАП.  

На вооружении   184-го Гв. ТБАП  в  Прилуках,  имелись  с  1989г.  19   самолетов  Ту-160.  

10 из них были уничтожены на американской «гильотине»  в авиагарнизоне  Прилуки,  причем  последний  в  феврале 2001г.

На начало 1992г.,  в Казани на КАПО им. Горбунова находилось в процессе постройки 13   Ту-160.   Три из них  в марте-мае 1992г. были переданы в состав 1096 ТБАП,  еще два – в 1993г.   и  один – в начале 1994г.

На этом поставка Ту-160 в полк застопорилась из-за отсутствия финансирования.  В 1995 году 4 самолета, находившиеся на низкой степени готовности, разобрали!  А три оставшихся решили все-таки достроить.  Но и эти самолеты еще долгие годы не могли попасть на службу  в  ВВС. 

8 самолетов Ту-160 были переданы 121 полку в зачет долгов Украины по энергоносителям, (вся сумма сделки оценена всего в 275 млн. дол.).  При этом стоимость только одного Ту-160 по оценкам экспертов составляет 250 млн. долларов (!).

Один самолет Ту-160 из Прилук был переоборудован в музейный экспонат и ныне хранится  в Авиакосмическом  Музее   Украины в  г. Полтаве. Знаменательный факт, но по настоянию американцев, в топливную систему этого Ту-160 было залито несколько тонн жидкого цемента, что навсегда приковало самолет к земле. По этой причине Ту-160  не смогли транспортировать на площадь Центрального Авиационного Музея в Жуляны.

В 1994г. Управление полка  и  1 тбаэ  на самолетах Ту-160 готовились к выполнению задач по поражению стационарных объектов  с  применением  АКР  Х-55СМ. 

2 и 3 тбаэ  на  самолетах   3МС-2  подготовлены  к  дозаправке  топливом  в воздухе  самолетов  Ту-95МС.

В 1994г. полк  выполнил  всего  56 летных смен:     на  Ту-160 – 49,  на  Ту-134УБЛ  -  11,    на  3МС-2   -   6.  Из-за отсутствия топлива  и  по метеоусловиям  не  выполнено  11 летных смен.  Общий  налет  составил 628 часов;   в  т.ч.  ночью -  140 часов.

Сравните  эти  цифры  с  предыдущими  годами.

Выполнен  71  маршрутный  полет,  14  полетов  на  радиус в  Арктику,  75 тактических  пусков  и  всего  1(!) практический  пуск   ракеты  Х-55СМ.  Его   выполнил 22  июня 1994г.  экипаж   в составе:  подполковника Васина,  майора Истомина, майора Колчина,  капитана Лопанцева.     Годовой план боевой подготовки  был выполнен  всего  на   38%.

12 и 15 апреля, 11 и 14 мая  1994г.  экипаж полковника Жихарева А.Д. участвовал в воздушных  парадах  на аэродроме Кубинка,  а  18 июня  на аэродроме Липецк.

21 августа 1994г. экипаж подполковника Данильченко  участвовал в воздушном параде  в   Тушино.

В 1994г.  последние  самолеты-заправщики  3МС-2 были сняты с вооружения и переданы на базу утилизации.  Для  будущего  музея,  все-таки оставили на аэродроме один экземпляр  танкера.

   9 мая 1995г. экипаж Ту-160,  (командир  корабля   Командующий  ДА  генерал-полковник авиации Дейнекин П.С.,  ПКК  полковник Жихарев А.Д.,  ст. штурман полка  подполковник  Гореликов В.В.,  штурман полка  майор Лялин С.В.) открыл воздушный парад в Москве, посвященный 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

20 августа 1995г. экипаж командира отряда подполковника  Васина Ю.Н.   участвовал в  воздушном  параде над  аэродромом   Тушино.

10  октября 1995г.  экипаж  командира  АЭ  подполковника  Данильченко С.Г.  (зам. командира АЭ   подполковника Барсукова А.М.,  штурмана АЭ майора Колчина Г.А.,  ст. штурмана  полка  подполковника Гореликова В.В.)   выполнил   практический   пуск   ракеты

Х-55СМ  на  полигоне  № 500,  цель  по   Б/З  № 0074.   Дальность пуска  1200 км,   высота пуска 7200 м,  скорость 830 км/час.  Точное попадание.

24 октября  1995г.  полк  получил 10 самолетов Ту-134УБЛ  из Орска и Тамбова.

К концу  1995г. в  полку сформировано по боевому предназначению 12  экипажей  ракетоносцев (Ту-160),   10  экипажей  на  самолетах  Ту-134УБЛ.

За год полк налетал на Ту-160  -  160 часов,  на Ту-134УБЛ  -  120 часов.  Выполнено 41  маршрутный полет,  28 тактических пусков,  520  посадок.

В  1994 - 1998г.  на  вооружении  полка  находились  учебно-боевые   самолеты Ту - 134УБЛ  в  составе    3-й   АЭ.

9 февраля 1996г.  экипажи  командира 1-й  тбаэ  подполковника  Данильченко С.Г.  и  зам. командира  1-й тбаэ  подполковника  Скитского И.В.  в ходе КШУ, проводимых Командующим  ДА,  успешно выполнили полеты в Арктику при взлете с максимальным взлетным весом  и  выполнением тактических пусков. Аналогичные полеты эти же экипажи  выполнили  в  ходе контрольной проверки  за  1-й  период  обучения 3 апреля 1996г.

3 октября 1996г. в ходе учений  МО РФ « Редут-96» экипаж Ту-160  п-ка Боброва А.Н.  (ПКК  майор  И.И. Уразаева,   ст. штурман полка   подполковник  В.И. Адамов,  нач. связи полка  майор  М.А. Краснов) выполнили  практический  пуск ракеты  Х-55СМ  с оценкой  «ОТЛИЧНО»

4  июля  1996г. экипаж зам. командира полка  подполковника  Серебрякова А.Р. (летчик-инструктор полковник  Бобров А.Н.) принял участие в воздушном параде и показе авиатехники  в  Балашовском  ВВАУЛ.

28 июля  1996г.  этот  же  экипаж  пролетел  над  г. Санкт-Петербург  в честь  300-летия  Российского Флота.

18 августа  1996г. экипаж зам. командира полка по летной подготовке подполковника  Афиногентова А.И. (инструктор  полковник  Бобров А.Н.)  участвовали в воздушном  параде над   аэродромом  Тушино  в честь  Дня  Воздушного  Флота.

28 сентября 1996г. этот  же  экипаж,  в  Челябинском  ВВАУШ  в честь  60-летия  училища  участвовал  в воздушном  параде  и  показах авиатехники.

На конец 1996г. в полку сформировано 10 экипажей ракетоносцев Ту-160 и 9 экипажей Ту-134УБЛ.  16 экипажей подготовлены к полетам в СМУ днем без метеоминимума   и   8  экипажей  ночью.

17 августа 1997г. экипаж подполковника Афиногентова А.И. (летчик-инструктор полковник Бобров А.Н.) участвовал в воздушном параде в Тушино в честь Дня Воздушного Флота страны.

30 сентября - 1 октября 1997г. выполнено  ЛТУ  2 АЭ на тему: «Подготовка и выполнение группового специального боевого вылета   на демонстративные и отвлекающие действия с целью создания благоприятных условий для выполнения боевой задачи ударными группами».

1 октября 1997г. в практическом вылете на проверку ПВО страны участвовали 4 экипажа  Ту-134УБЛ.   Общая  оценка  ЛТУ  «ХОРОШО».

Экипажи 2 АЭ выполняли задачи по перевозкам личного состава на другие аэродромы.  Всего выполнено 110 маршрутов с налетом 180 часов, садились на 13 аэродромах России.  2/3 всех перевозок выполнил экипаж командира отряда майора Гура А.С.

3 октября 1997г. в ходе учений  МО РФ «Редут-97», экипаж заместителя командира полка по летной подготовке  подполковника  Афиногентова А.И. (инструктор  зам. командира 22  ТБАД  полковник  Жихарев А.Д.,  штурман полка  майор Сучков Ю.Н.,   ст. штурман   полка   подполковник  Адамов  В.И.)  выполнили практический   пуск   ракеты

Х-55СМ  с  оценкой  «ОТЛИЧНО». 

К  концу 1997г. в полку имелось 10 экипажей ракетоносцев Ту-160  и  12  на  Ту-134УБЛ.  План  по налету выполнен  на 64%. 

На   Ту-160  полк налетал  80 часов,   на   Ту-134УБЛ -   420 часов.

В апреле - мае 1998г.,   полк  принял  стратегические  ракетоносцы  Ту-95МС  из  расформированного  182-го  Гвардейского Краснознаменного Севастопольско - Берлинского ТБАП (авиабаза Моздок в Северной Осетии).   При этом  из  полка  были заново сформированы  2тбаэ  и  3тбаэ,  а  на вооружении  1тбаэ остались  Ту-160.

14 апреля 1998г.  экипажи  заместителя командира полка подполковника Афиногентова А.И.  (летчик-инструктор полковник Бобров А.Н.) и  подполковника Серебрякова А.Р.  (инструктор заместитель командира  22 ТБАД  полковник Жихарев А.Д.)  выполнили  полеты по проверке ПВО стран  СНГ  на самолетах Ту-160 с максимальным весом  при  взлетном  минимуме  погоды.

23 апреля  1998г. в ходе КШУ Командующего 37 ВА  экипажи подполковника Епифановского Н.А. и майора Дробышева В.В. успешно выполнили полеты в Арктику с двумя дозаправками и тактическими пусками ракет.  Экипаж заместителя командира полка подполковника Серебрякова А.Р. (ПКК майор Калинин А.В., штурман полка подполковник Сазонов И.А.,  начальник ВОТП полка майор Ефремов В.П.) выполнили практический пуск ракеты Х-55СМ   с  самолета  Ту-160  с оценкой  «ОТЛИЧНО».

3 июня 1998г. экипаж подполковника Епифановского Н.А.  выполнил показной полет для  представителей ВВС США  с  дозаправкой  в  воздухе.

22 сентября 1998г. экипажи майора Печатнова А.М. и командира отряда майора Костикова В.А. на Ту-95МС  выполнили  успешные полеты на проверку  ПВО  стран СНГ.

В  ходе учений  ГК ВВС  с  37-й  ВА,  8 октября 1998г.,  экипаж  зам. командира  АЭ майора Печатнова А.М. (ПКК капитан Андреев А.С.,  штурман АЭ майор Дементьев А.И.,  ВШК  лейтенант Петухов Д.А., штурман-инструктор – штурман полка майор Иванов О.Ю.,  нач. связи АЭ майор Гелясов В.А.,  КОУ – прапорщик Заболотько С.В.,  бортинженер – инструктор  АЭ  майор  Юдин В.Н.)   выполнили  практический  пуск ракеты  Х-55СМ   с

Ту-95МС  на  «ОТЛИЧНО».  Полет проходил  в  сложной  воздушной обстановке  с  выходом в Арктику в сопровождении  истребителей  с  двумя  дозаправками  (10 т  попутная и 5 т встречная).

В этом же учении участвовали и 4 экипажа Ту-160  (полковника Боброва А.Н.,  подполковника Серебрякова А.Р.,  подполковника Попова В.А.,  подполковника Скитского И.В.)  и  4  экипажа  Ту-95МС  (майора Земнухова В.С.,  майора Дробышева В.В.,  майора Печатнова А.М.,  майора Костикова В.А.).

По итогам 1998г. в полку сформировано 9 экипажей на Ту-160,  18 экипажей на Ту-95МС.   План выполнен на  68%.  За год полк налетал:   на Ту-160 – 140 часов,  на  Ту-95МС – 360 часов,  на Ту-134УБЛ – 30 часов. Выполнено  79 маршрутных полетов,  72  тактических пусков,  2  практических пуска ракет Х-55СМ,  28 полетов на дозаправку,  820 посадок.

2 апреля 1999г. экипажи майора Земнухова В.С. и майора Дробышева В.В. выполнили на самолетах Ту-95МС тренировочные полеты в Арктику на фотографирование полигона «Чижа»  по  программе «Звездное небо».

6 апреля 1999г.  эти же экипажи выполнили полеты в Арктику по плану научно-исследовательских  работ на взаимодействие с истребителями ПВО с выполнением тактических пусков и с дозаправкой топливом в воздухе.        

8 апреля 1999г. экипажи майора  Печатнова А.М. и  командира отряда майора Костикова В.А.  вновь выполнили полеты в Арктику на фотографирование полигона  «Чижа»  по  программе  «Звездное небо».           

22 апреля 1999г. эти же экипажи проверяли ПВО стран  СНГ. Полеты зачтены как контрольные  за  1 период обучения.    Оценка  «ОТЛИЧНО».

 21-25 июня 1999г. полк принимал участие в учениях стратегических ядерных сил России  «Запад - 99».  21 апреля  экипаж командира  1 тбаэ  подполковника Епифановского Н.А.   выполнил   полет на проверку ПВО страны.

25 июня 1999г. в ходе этих учений  экипаж  заместителя командира 1 тбаэ подполковника Скитского И.В. (инструктор – зам. командира полка подполковник Серебряков  А.Р.,  помощник штурмана  майор Алешин С.П.,   инструктор – штурман полка  подполковник Сазонов И.А.)  выполнили практический пуск ракеты Х-55СМ с Ту-160  на оценку  «ОТЛИЧНО».  Дублером в этом вылете был экипаж подполковника Попова В.А. Полеты выполнены над нейтральными водами  в Арктике над акваториями  Баренцева и Норвежского морей с перехватами истребителями ВВС  Норвегии.

В период данного СКШУ проведено ЛТУ полка на тему  «Нанесение ракетно-ядерного  удара с применением ракет Х-55СМ по военным и военно-промышленным объектам на Северном  СВКН».   Оценка  «хорошо».

25 июня экипажи зам командира АЭ майора Земнухова В.С. и  командира отряда майора Дробышева В.В. на Ту-95 МС  выполнили вылет в район Исландии  с попутной (30 т)  и  встречной   (10 т)  дозаправками и тактическими пусками.  Экипажи трижды перехватывали истребители  ВВС  стран НАТО. Продолжительность полета составила  16 часов.  Полеты прошли над акваториями Баренцева, Норвежского и Гренландского морей.  В ходе этих СКШУ,   проведено  ЛТУ  3 тбаэ  на тему  «Нанесение ракетно-ядерного удара с применением ракет Х-55 по военным и военно-промышленным объектам  на Северном СВКН  с  выполнением  попутной  и  встречной  дозаправки  топливом».    Оценка  «хорошо». 

По итогам 1999г. план боевой подготовки выполнен на 26%.   На Ту-160 сформировано  9  экипажей,    на  Ту-95МС – 18  экипажей.

Налет на Ту-160 – 90 часов,  на Ту-95МС – 240 часов.  Выполнено 39 маршрутных полетов,  23 тактических пуска,  1 практический пуск ракеты Х-55СМ,  27 полетов на дозаправку,  посадок – 380.

Значительным успехом командования ВВС и лично генерала армии А.М. Корнукова (Главнокомандующего ВВС  в 1998 - 2002гг.), стала операция по возвращению в Россию Стратегической авиации, проведенная в 1999 - 2000гг. Они смогли подготовить весомые аргументы и убедить руководство России в необходимости возвращения самолетов Стратегической авиации из Украины.  Ведь к тому времени самолетов Ту-160 у нас было всего шесть.  А ведь один- единственный Ту-160 может решать задачи, сопоставимые с теми, что решает целая воздушная армия.

Упорства и дипломатии потребовалось много.  Особенно велика здесь заслуга генерал-лейтенанта авиации Михаила Михайловича Опарина.  В 2002г. генерал-лейтенант Опарин М.М. был уволен в отставку и с тех пор работает в должности вице-президент  ОАО «Туполев».

На Украинскую авиабазу «Прилуки»  20 октября 1999г. прибыла группа специалистов во главе с зам. командующего  37-й ВА генерал-майором Петром Казаевым  для оценки технического  состояния самолетов. 6 ноября 1999г. полк  принял с Украины  первый из восьми самолетов Ту-160,  затем  три Ту-95 МС  и  581  крылатую  ракету  Х-55СМ. 

 Их  передислокация  в   г. Энгельс  была  завершена  21  февраля  2000г.

Самолет с бортовым номером 18  вернулся на Родину  в  Энгельс последним. До этого он не поднимался в воздух около 9 лет. Нетрудно представить, каких усилий стоило инженерам и техникам, прибывших из России в г. Прилуки, «реанимировать»  тушку. Все поврежденные  и  выслужившие сроки блоки и агрегаты, пришлось доставлять из России.

Пять  Ту-160 перегнал экипаж тогда заместителя  командира полка полковника Алексея  Родионовича Серебрякова (ПКК  м-р Калинин А.В., штурманы п/п-к Сазонов И.А., м-р Палтусов Ю.Г.) и три - на счету командира 1 АЭ п/п-ка Игоря Скитского (ПКК п/п-к Барсуков А.М., штурманы  п/п-к Адамов, м-р Алешин С.П.). По оценке бывшего командующего ДА генерал-лейтенанта Михаила Опарина, все 11 самолетов находятся в хорошем техническом состоянии.

Остаток моторесурса составляет 90% от  установленного,  что позволяет их эксплуатировать  еще  не  одно  десятилетие.   Более подробно об этом см. журнал «Авиация и космонавтика»  № 3-2007г.  и  №7-2007г.

 В апреле 2000г. в ходе комплексного командно-штабного учения 37-й ВА ВГК (СН) летчики полка наносили удары по авиационным и морским группировкам «противника» на юго-западном стратегическом направлении. В ходе ЛТУ полка закрепили практические навыки личный состав при его приведении в полную боевую готовность, был проверен уровень авиационной и ракетной подготовки всего состава полка. Впервые на практике отработали боевое применение высокоточных крылатых ракет воздушного базирования в обычном снаряжении, которые впервые поступили на вооружение ДА,  а также были освоены новые тактические приемы  и способы нанесения ударов.

20 апреля 2000г. экипажи подполковника Дейнеко Ю.М. и  подполковника Попова В.А.  выполнили полеты в акватории  Черного и Белого морей с заходом в нейтральные воды.  Взлеты выполнялись с максимальным весом.   Продолжительность полета около 10 часов.

21 апреля эти экипажи выполнили полет в Арктику.  Практические  пуски  не выполнены по  объективным причинам.

1 июня 2000г. экипаж  подполковника Попова В.А. выполнил  демонстрационный  полет над   г.  Саратов.  

9 сентября 2000г.  экипаж подполковника  Дейнеко Ю.М.  (инструктор полковник Серебряков А.Р.,  штурман майор  Ушаков В.В.,  штурман – инструктор  подполковник Адамов В.И.)   успешно выполнили практический пуск Х-55СМ.  Дублер – экипаж подполковника Попова В.А.    Полеты выполнены в Арктику с максимальным взлетным весом.

15 сентября  2000г.  экипаж  подполковника  Дейнеко Ю.М.  выполнил  полет  на  показ авиатехники   в   г. Рязань  (аэр. Дягилева).

За 2000г. план боевой подготовки выполнен на 56%.  В полку сформировано 18 экипажей  на Ту-160.  Налет на Ту-160 составил  170 часов. Выполнено 20 маршрутных полетов, 10 тактических пусков, 200 посадок.

 В мае 2000г. полк принял новейший Ту-160 (б/н 07), достроенный на Казанском авиационном производственном объединении им. Горбунова. На аэр. базирования Ту-160 привел экипаж заместителя командира полка гв. подполковника Алексея Серебрякова. Самолет освятил местный священник. В честь легендарного летчика ДА дважды Героя Советского Союза бомбардировщик назван «Александр Молодчий».

Самыми трудными в истории полка явились 1994 - 1999гг. когда не хватало буквально всего.  Тем не менее, командование ДА находило средства и самое главное топливо для поддержания минимальной натренированности летного состава.

Ежегодно в рамках контрольной итоговой проверки за период обучения проводились летно - тактические учения. Над Поволжьем, Каспийским и Черным морями в воздухе действовали Ту-160, Ту-95 МС  и Ту-134 УБЛ, которые совершали полеты во взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а Ту-95МС  тренировались  заправке от танкеров Ил-78.

Так в апреле 2000г. самолетами полка был произведен контрольный пуск разрабатываемой дозвуковой маловысотной мишени - имитатора стратегической крылатой ракеты. На базе полка проводятся испытания принципиально нового для страны оружия - неядерной крылатой ракеты воздушного базирования большой дальности. Ранее российские стратегические бомбардировщики оснащались только ракетами Х-55 с ядерной  боевой частью.

Речь идет о ракете «Х-555»,  созданной на базе Х-55  и  отличающейся  от  последней

боеголовкой,  благодаря которой можно наносить неядерные точечные удары по объектам противника с большого расстояния (от 2 до 3 тысяч км.). Аналогичные ракеты «AGM- 86C» имеются на вооружении только  армии США и активно использовались в операциях против Ирака,   Югославии  и  Ливии.

С появлением нового оружия ДА России приобрела способность поражать удаленные цели в ходе неядерного конфликта. Подобных возможностей нет ни у одного другого вида ВС РФ.

К началу 2002г. в полку при личном участии командира полка полковника Алексея Серебрякова удалось завершить строительство нового общежития для бесквартирных офицеров, т.к. несмотря на то, что строительство новых домов идет, но его получали в основном только те,  кто уходил  в  запас.

 Весной   1998г., после  длительного перерыва,  пара Ту-160 «сходила» в район Северного полюса.

Начиная с 2000г.,  впервые за последние 10 лет,  ДА вновь приступила к плановым полетам над Арктикой, попутно осваивая оперативные  арктические  аэродромы  Анадырь, Воркута, Тикси с попутной и встречной дозаправкой от самолетов - заправщиков Ил -78,  достигая при этом зоны боевого дежурства в районах Северного Ледовитого океана.

Возобновление полетов в районы возможного боевого применения стало важным этапом в деле восстановления престижа России в мире. Полеты Ту-95МС и Ту-160 не являются демонстрацией военной силы,  но они стали демонстрацией наших возможностей: российская авиация жива, летает, она готова к выполнению боевых задач. Экипажи самолетов подтвердили свою высокую боевую выучку.

1 января 2001г. на авиабазе Энгельс завершено формирование самого молодого в российских ВВС  184-го ТБАП,  полностью вооруженного  самолетами Ту-95МС.

Ушли в прошлое надежды, что «незалежная» Украина прислушается к многочисленным просьбам российской стороны  и передаст ВВС  России  боевое знамя,  а с ним  историю, традиции  и реликвии, расформированного еще в 1998г., прославленного 184-го Гвардейского  Полтавско-Берлинского  ордена Ленина  ТБАП,   ныне пылящиеся  в  архивах  МО   Украины.  

184-й  ТБАП  получил  российское  знамя,  врученное  Указом  Президента России  от  17  октября  2005г.

13  февраля  2001г. пара  Ту-160 вновь сходила «за угол» - вокруг Скандинавии к берегам Великобритании. Полет продолжительностью более 12 ч., над акваториями Баренцева, Норвежского и Северного морей. Выполнили его наиболее подготовленные экипажи подполковников  Ю.М. Дейнеко (инструктор полковник Серебряков А.Р.,  штурман корабля майор Сучков Ю.Н., штурман-инструктор подполковник Адамов В.М.)  и И.В. Скитского  (инструктор подполковник  Попов В.А.,  штурман корабля  майор Колчин Г.А., штурман-инструктор  подполковник  Сазонов И.А.).

24 апреля 2001г. экипаж подполковника Плюснина В.Б. (инструктор подполковник  Дейнеко Ю.М.,  штурман корабля майор  Палтусов Ю.Г.,  штурман-инструктор  майор  Сучков Ю.Н.)  успешно выполнили практический пуск ракеты  Х-55СМ.

В 2001г. полк,  в  среднем, летал один раз в месяц, средний налет летчика составил 17 часов в год.

За 2001г. план боевой подготовки выполнен на 22%.  Налет на самолетах Ту-160 – 250 часов.  Выполнено 25 маршрутных полетов,  40 тактических пусков,  400 посадок. 

С  2002г.,  как  и  во  всей  37 ВА ВГК,  летать  стали  больше.

26 июля 2002г.   выполнили первые «сухие» контакты Ту-160 с танкерами Ил-78,  генерал-майор Жихарев А.Д.  и  полковник  Бобров А.Н.  с  инструктором полковником Медведевым А.С.  

В августе 2002г. полк приступил к самому сложному виду боевой подготовки - дозаправке топливом в полете самолетов Ту-160. Впервые дозаправка выполнялась еще 15 лет назад в Ахтубинске летчиками-испытателями Борисом Веремеем и Львом Козловым. В качестве летчика-инструктора эту операцию выполнил старший инструктор - летчик отдела боевой подготовки воздушной армии полковник Александр Медведев,  (в декабре 2002 г. уволен в запас). 

3 сентября 2002г. экипажи  п-ка Боброва А.Н. и п-ка  Серебрякова А.Р. произвели успешную дозаправку в воздухе от танкера Ил-78,  принято было по 10 т топлива. Инструктором  был   генерал-майор  Жихарев А.Д.

В августе 2002г. в полку выполнялось по шесть летных смен в неделю, в результате появились экипажи, освоившие этот вид боевой подготовки. В недалеком будущем за счет использования новых систем радионавигационных комплексов экипажи смогут выходить «на конус» даже в облаках вне видимости самолета-заправщика.

18 сентября 2002г. экипажи подполковников Дейнеко Ю.М.,  Скитского И.Н.,  Сенчурова А.В.,  Шайдуллина Ф.С.  выполнили  4 маршрутных полета,  16 тактических пусков ракет по плану  первого в  полку  ЛТУ  на Ту-160.

В октябре 2002г. проведены очередные стратегические командно-штабные тренировки стратегических ядерных сил (СЯС). 

12 октября  экипажи подполковника Дейнеко Ю.М. (ПКК  майор Кучеров И.В.,  штурман корабля  майор Колчин Г.А.,  штурман майор Лумпов С.В.)   и   подполковника  Скитского И.В. (ПКК  майор  Волковицкий С.И.,  штурман корабля майор Алешин С.П.,  штурман майор  Касьянов С.Ю.)  выполнили  вылет с максимальным весом ночью.  Полет проходил над акваториями  Белого,  Карского,  Баренцева, Гренландского и Норвежского морей.  В ходе полета экипаж  подполковника  Дейнеко Ю.М. выполнил успешный пуск ракеты Х-55СМ.

За 2002г. полк выполнил план боевой подготовки на 31%.  Выполнено 40 маршрутных полетов,  тактических пусков – 140,  посадок – 250.  На самолетах Ту-160 полк налетал  200 часов. 

Планируется полная модернизация боевого комплекса Ту-160,  т.к. новое высокоточное оружие опережает технические возможности  самолетов-носителей  Ту-160.

В конце 2002г. в боевой строй полка встал еще один Ту-160.

Ожидается, что в течение ближайших 10 лет боевой потенциал ДА существенно увеличится за счет совершенствования систем планирования боевого применения и управления, а также за счет оснащения боевых комплексов новым радиоэлектронным оборудованием и ракетно-бомбовым  вооружением.

5 марта 2003г. экипаж подполковника Дейнеко Ю.М. успешно выполнил полет по плану взаимодействия  с Черноморским Флотом.   Продолжительность полета 5 часов.  Выполнено

2  тактических  пуска  Х-55СМ.

14 мая  2003г.,   впервые  в  истории  ДА,  по плану КШУ  37 ВА ВГК,  четыре  Ту-160,   шесть Ту-95МС   и  четыре  Ту-22М3,   взлетев  с  аэродрома  Энгельс,  выполнили полет  на предельную дальность над территорией Туркменистана, Афганистана  и  Пакистана  с выходом в район Персидского залива  и  Индийского океана.  При пролете над территорией этих стран,  радиообмен со службами управления воздушным движением велся на английском  языке. В этих учениях одновременно были задействованы и корабли Тихоокеанского и Черноморского флотов (включая две атомные подводные лодки), а также подразделения РВСН. Кроме того, полностью отработана программа по взаимодействию с отрядом ВМС Индии в Аравийском море.  Выполнено  2 тактических пуска управляемых крылатых ракет по учебным целям.  Столь пространственные масштабы стратегических учений успешно выполнены впервые со времен Советского Союза.  Экипажи подполковника Дейнеко Ю.М.  и  подполковника Скитского И.В. провели в воздухе свыше 13 часов.   Дозаправка осуществлена  в  воздухе от танкеров Ил-78.    

С  25 по 27 августа 2003г  на  фоне  КШУ  Тихоокеанского  Флота  проведено   ЛТУ 1 тбаэ.  Впервые самолеты  Ту-160  были перебазированы  на оперативные  аэродромы  Кневичи и Украинка.  Полет выполнен с максимальным использованием возможностей комплекса:  взлет с максимальным весом, полет на сверхзвуковой скорости,  дозаправка топливом  в  полете,  тактические  пуски  АКР,  выполнение ПИМ  и  ПРМ,  отстрел  ПИКС.

25 августа 2003г. экипаж командующего 37 ВА ВГК (СН) генерал-майора Хворова И.И.  самолет  № 01, (ПКК  п-к Серебряков А.Р.,  штурман полковник Сазонов И.А.,  генерал-лейтенант Чоботов)  в паре с экипажем командира 22-ой Гв. Донбасской ТБАД генерал-майора Жихарева А.Д -  Ту-160  (б/н «07» « Александр Молодчий»)   (на борту на левом кресле, впервые в истории ВВС находился Министр Обороны РФ Иванов Сергей Борисович)  (штурман корабля  полковник  Трофимов С.Л., майор Ганнутин А.И.)  совершили перелет на Ту-160 по маршруту аэродром Энгельс - аэродром Кневичи (Владивосток).    В полете  экипажи  осуществили  ночную  дозаправку  в  воздухе от  танкера Ил-78.  Продолжительность полета более 9 часов. Инженеры  кораблей:  майор Болтенков А.М. (самолет № 07),   майор  Ибраев А.С. (самолет № 01).

Перелет  Энгельс – Украинка:

Самолет  №01.   (Экипаж  КК  подполковник  Истомин В.Г.,  ПКК  подполковник  Скитский И.В.,  штурманы майор  Петров А.М.,  майор  Алешин С.Н.).  Продолжительность полета более 2 часов.

Самолет  №07.    (Экипаж  КК  подполковник Шайдуллин  Ф.С.,  подполковник  Дейнеко  Ю.М.,  штурманы майор  Палтусов  Ю.Г.,  майор  Колчин Г.А.).  Продолжительность полета более 2 часов.

Практический  вылет  по  плану ЛТУ  АЭ с аэр. Украинка:

Самолет  № 01.   (Подполковник  Истомин В.Г.  -  подполковник   Скитский  И.В.)  (Майор  Петров А.М.  - майор  Алешин С.Н).         

Самолет  № 07.    (Подполковник  Шайдуллин  Ф.С.  -  подполковник  Дейнеко Ю.М.)  (Майор  Палтусов Ю.Г. -   майор  Колчин  Г.А.).

Продолжительность  полета  11 часов.

Перелет  Украинка  -  Энгельс:

Самолет № 01: (Подполковник Сенчуров А.В. - полковник Серебряков А.Р.)           (Подполковник  Баранов О.Ю.  -  подполковник  Сазонов И.А.)

Самолет  № 07:     (Подполковник  Малышев А.А.  -  подполковник  Дейнеко Ю.М.)                                (Майор  Ушаков В.В.  -  майор   Колчин Г.А.)

Самолет  № 04:      (Подполковник  Шайдуллин Ф.С.  -  подполковник  Скитский И.В.)           (Майор  Палтусов Ю.Г.  -  майор  Алешин С.П.)

Продолжительность полета 10 часов.

В августе 2003г.  экипаж  подполковника  Малышева  А.А.  перегнал  самолет 

№ 03  «Павел Таран»  на аэродром  Жуковский  (Раменское)  для  участия  в экспозиции  Московского аэрокосмического салона  (МАКС – 2003).  Самолет осмотрел  Президент РФ  Путин  В.В.

По итогам 2003г. в полку сформировано  11 экипажей  на самолетах Ту-160.  План боевой подготовки выполнен на 58 %.  Выполнено  45 маршрутных полетов,  195 тактических пусков ракет, 365 посадок.  Полк налетал 340 часов.    

18 сентября 2003г. в полку произошла катастрофа Ту-160 бортовой № 01 «Михаил Громов». Самолет был назван в честь генерал-полковника авиации Михаила Михайловича Громова (1899-1985гг), летчика-испытателя, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прославившегося беспосадочным перелетом Москва - Северный полюс -  Сан-Джасинто  (США) в 1937г.

«Михаил Громов»  (№ 82007617) выпущен  на  Казанском  АПО  им. С. П. Горбунова 30 декабря 1991г. и выработал чуть более четверти гарантийного ресурса (налет с начала эксплуатации  537 ч. 58 м,   539 посадок,   266,6  эквивалентных полетов).  Был принят  в эксплуатацию 14 февраля 1992г.  За время его эксплуатации произошли две серьезные аварии. В первый раз, заглохли все двигатели при посадке, во второй, - во время полета на борту произошел пожар. Оба раза летчикам удавалось благополучно посадить машину на аэродром. Катастрофа  произошла в семи  километрах  севернее поселка Советское, (43 км от Саратова).  Самолет поднялся в воздух в 1030. Выполнив задание в зоне, экипаж приступил к снижению.  В  процессе  снижения,  с эшелона 11600 м  до  1200 м,  через 36 мин 43 сек от взлета,  на высоте 1552 м  и скорости 567 км/ч  экипаж выполнил перестановку крыла со стреловидности 35˚ на 30˚,   с изменением центровки с 56% на 54%.  На 37 мин 12 сек полета,  при занятии эшелона 1200 м  на скорости 527 км/ч  произошло  разрушение элементов конструкции самолета с отделением фрагментов  внешней обшивки, топливных баков, входных устройств силовых установок. Бортовой накопитель МСРП-А зарегистрировал скачкообразные изменения вертикальной и продольной перегрузок. На появление посторонних шумов и нехарактерное поведение самолета, командир экипажа отреагировал фразой:   «Не понял».

Взятием ручки управления  на себя с приложением усилий до 79 кг летчики предприняли попытку к выводу самолета в горизонтальный полет, однако из-за  нарушения условий обтекания крыла и резко изменившейся центровки, произошло дальнейшее увеличение угла пикирования с развитием правого крена. На 37 мин 14 сек полета, в течение 3 сек, на МСРП-А-01 последовательно зафиксированы команды: «Отключение автоматического управления створками воздухозаборников  № 1 и №2»,   « Падение давления в гидросистеме № 1 и № 2»,   « Пожар второго и первого двигателей»,   « Помпаж 1-го,  2-го,  3-го и  4-го двигателей».

Речевой информатор РИ-65 выдал команду: « Пожар двигателя второго», после чего летчики поочередно закрыли стоп краны и пожарные краны  второго, а затем и первого двигателей.

На 37 мин 24 сек  полета, командир экипажа доложил руководителю полетов: « Пожар первого, второго двигателя». Через 2 сек. после доклада командир экипажа на высоте 688 м., скорости 577 км/ч и вертикальной скорости 60 м/сек, дал команду: «Экипаж, приготовиться к катапультированию». Помощник командира экипажа на высоте 576 м привел в действие систему аварийного покидания. Катапультирование штурманов произошло на высоте 520м  при вертикальной скорости снижения самолета 104 м/с. Командир и помощник командира корабля катапультировались по штатной схеме на высоте 280 м  при  вертикальной скорости  154 м/с. Через 0,2 сек. после катапультирования штурманов, на высоте 470 м. при угле тангажа 28˚ произошло дальнейшее разрушение (взрывного характера) конструкций самолета. Самолет с углом крена около 70˚ в азимуте 95˚ 36΄ и на удалении 41 км 276 м от КТА аэродрома  Энгельс-2  столкнулся  с земной поверхностью,  взорвался  и разрушился.

В результате воздействия взрывного процесса (ударной волны, термического воздействия) на элементы спасательной системы ПСУ-36 произошло механическое разрушение куполов и их сложение, что привело к гибели членов экипажа.

Анализ материалов средств объективного контроля подтверждает возникновение и развитие особой ситуации в полете, при этом усложнение условий полета и сложная ситуация как таковые не проявлялись - в полете сразу возникла аварийная ситуация, не связанная с неправильной  эксплуатацией техники экипажем.

Аварийная ситуация стала развиваться на 37 мин 09сек. полета в процессе снижения и занятия эшелона 1200 м., с момента  начала  разрушения элементов конструкций  самолета и возникновением  пожара.

Катастрофическая ситуация возникла через 1 сек. после команды: «Приготовиться к катапультированию», когда на высоте 470 м. при угле тангажа 28˚ произошел взрыв самолета в воздухе.

Время развития особой ситуации от начала разрушения самолета в воздухе до момента приведения в действия экипажем средств спасения,  составило 16 сек., в течение которых самолет был неуправляем и снижался с увеличением угла пикирования 2˚ в секунду  и  развитием правого крена,  на конечном участке со скоростью 5˚ в секунду.

Желание спасти стратегический ракетоносец в совокупности со скоротечностью перерастания аварийной ситуации в катастрофическую не позволили принять своевременное решение на применение средств спасения.

Экипаж выполнял задачу по облету самолета после плановой замены одного из двигателей НК-32Самарского АО «Моторостроитель». Двигатель был заменен специалистами ТЭЧ полка после обнаружениястружки в масляной системе 11 сентября 2003г.

Местные жители, ставшие свидетелями, утверждают, что они видели в небе три парашюта летчиков, причем  один  из  парашютов  горел  в  воздухе.

Погиб экипаж в составе:

•  КК  заместитель командира 121 Гв. тбап по летной подготовке  гв. подполковник Юрий Михайлович  Дейнеко (военный летчик 1-го класса -1993г.),

•   помощник КК - гв. майор Олег Николаевич  Федусенко (военный летчик 2-го класса - 1996 г.),

•   штурман полка гв. майор Григорий Афанасьевич  Колчин  (военный штурман-снайпер - 2000 г.)   

•  начальник  службы радиоэлектронной  борьбы полка - штурман корабля  гв.  майор Сергей Михайлович  Сухоруков  (военный штурман 3-го класса - 1996г.).

Действия экипажа заслуживают самой высокой оценки. Командир корабля Ю. Дейнеко налетал на Ту-160  330 часов, ШК  Г.Колчин – 890 часов, по нескольку десятков часов налета имел ПКК О. Федусенко  и оператор С. Сухоруков. Инструкция позволяла покинуть самолет раньше, но экипаж искал шанс спасти машину…

Семьи  погибших получили страховые  выплаты от Военно-страховой компании.

В  течение полутора месяцев  комиссия по расследованию причин катастрофы, действуя в экстремальном режиме, расшифровала и проанализировала записи трех бортовых самописцев. Кроме того, был произведен эксперимент на аналогичном самолете Ту-160 на аэродроме Жуковский.

В результате, в докладе комиссии записано следующее: «На  37 минуте и 13 секунде полета Ту-160 на высоте 1200м. и скорости 540 км/ч произошло разрушение левых и правых топливных баков №1 и №2, сопровождавшиеся отделением их верхних и нижних панелей, внутрибаковых элементов, последующим возникновением пожара, отделения других фрагментов конструкции машины, отказом двигателей и нарушением условий обтекания планера, что привело к неадекватной реакции самолета на управленческие действия экипажа, его интенсивному снижению и столкновению с землей».

Взрыв Ту-160 произошел из-за «схлопывания» топливного бака. Стенки кессона (полая емкость центроплана, которая используется в качестве топливного бака самолета) не выдержала разницы внутреннего и внешнего давлений, когда нагрузка превысила критическое значение.  

Катастрофу «Михаила Громова» специалисты сымитировали на аэродроме в Жуковском под Москвой. Бомбардировщику Ту-160 создали условия, в которых оказался самолет Юрия Дейнеко. Топливо из бака в обычном режиме начали забирать в двигатели, однако дренаж (поддув воздуха в бак) перекрыли. Из-за этого в кессоне центроплана стремительно начало падать давление. Ситуация  из  сложной,  моментально перешла в разряд катастрофической.  В считанные секунды после начала имитации, подопытный   Ту-160  частично  разрушился.  Таким способом специалисты нашли причину взрыва.

Центроплан представляет собой цельносварную титановую конструкцию длиной 12,4 метра и шириной 2,1 метра. Он встроен в центральную часть планера и принимает на себя все нагрузки от консолей крыла. На нем также находятся мотогондолы (в них попарно установлены силовые установки). Титановый сплав предусматривает высокую надежность центроплана, поэтому с самого начала ее разрушения казалось конструкторам Ту-160 странным. Только взрыв большой мощности мог разрушить балку. В ходе расследования стало ясно, что силовые установки не были причиной взрыва. Пожар в двигателях начался уже после того,  как  пошел  процесс  «схлопывания»  бака.  

Версия отказа дренажно-предохранительных клапанов системы наддува и дренажа топливных баков самолета Ту-160 подтвердилась.

Причиной катастрофы явилось разрушение топливных баков, других элементов конструкций самолета с последующим затягиванием его в пикирование из-за нарушения условий аэродинамического обтекания.

Разрушение топливных баков произошло из-за создавшегося в них разряжения  в следствие:

-           отказа дренажно-предохранительных клапанов системы наддува и дренажа топливных баков;

-           недостаточной производительности комбинированной системы кондиционирования воздуха для поддержания расчетного наддува топливных баков;

-           отсутствия  жидкого азота в системе наддува  и  дренажа  топливных баков.

За мужество  и  героизм, проявленные при выполнении полета, Указом Президента РФ от 22 ноября 2003г. гв. подполковнику Дейнеко Ю.М. присвоено звание «Герой Российской Федерации» (посмертно), гв. майор Федусенко О.Н., гв. майор Колчин Г.А., гв. майор Сухоруков С.М. награждены государственныминаградами «Орден Мужества» (посмертно).

Полеты в полку на Ту-160 возобновились только после проведенных доработок 16 июля 2004 года.

8 сентября 2004г. (в первую годовщину гибели экипажа) на городском кладбище Энгельса,   где похоронены трое из членов экипажа,  (штурман гв. майор Сергей Сухоруков по настоянию родственников покоится  на Родине в Чувашии)    и  на месте падения самолета (в 40 км от Энгельса,  около  пос. Степное Советского  района)  были открыты памятные обелиски. 

На месте катастрофы самолета посажены деревья в память о подвиге летчиков.  За  аллеей, посаженной  в форме  силуэта  самолета,  ухаживают  школьники   поселка  Степное.

В полку  возродилась традиция присваивать тяжелым воздушным кораблям  собственные имена особо заслуженных людей, в том числе непосредственно  связанных  с Дальней  Авиацией. Поводом к возрождению традиции именных самолетов в ВВС стал период подготовки к празднованию 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В ходе подготовки к воздушному параду 9 мая 1995г. в г.Москве над Поклонной горой тогда Главнокомандующий  ВВС ( 1991-1998 гг.) генерал армии П.С.Дейнекин приказал присвоить двум Ту-160, участвовавшим в параде,  имя «Илья Муромец».  Выбор названия легендарного самолета периода Первой мировой войны выбран не случайно. Именно он положил начало развитию стратегической бомбардировочной авиации в России. Сначала это имя носили самолеты Ту-160 с б/н « 05 « и « 06 «, затем его оставили только  на  «06». Следующим именным самолетом стал  «Иван Ярыгин», названный в честь известного российского борца, неоднократного победителя мировых чемпионатов и Олимпийских игр, погибшего в  автокатастрофе.  

 «Виталий Копылов» назван в честь бывшего Генерального директора Казанского авиационного производственного объединения с 1973 по 1993 годы. Именно в годы директорства  Виталия Егоровича Копылова  на  КАПО  было  освоено  производство  Ту-160.

В  настоящее  время    имеется   четырнадцать  именных  самолетов  Ту-160:

 

  • «ИЛЬЯ   МУРОМЕЦ»                     

(б/н   06  - присвоено  9 мая  1995 г.)

  • «ИВАН  ЯРЫГИН»                           

(б/н   04 - присвоено  6 января   1999 г).

 

  • «МИХАИЛ  ГРОМОВ»                     

(б/н    01 - присвоено  22 февраля 1999 г).

( Потерян в   катастрофе   18. 09. 2003 г. )

 

  • «АЛЕКСАНДР  ГОЛОВАНОВ»

(б/н   05  - присвоено 7 августа 1999 г.)

  • «ВАСИЛИЙ  РЕШЕТНИКОВ»

( б/н   02  - присвоено 23 декабря 1999 г.)

  • «АЛЕКСАНДР  МОЛОДЧИЙ»      

( б/н   07  - присвоено  27 июня    2000 г.)

  • «АЛЕКСАНДР  НОВИКОВ»            

(б/н   12  - присвоено  21 декабря  2000 г.)

  • «ПАВЕЛ  ТАРАН»                             

( б/н   03  - присвоено31 июля  2002 г.)

  • «ВАСИЛИЙ  СЕНЬКО»                  

(  б/н   11  - присвоено  15  октября 2002 г.)

  • «АЛЕКСЕЙ  ПЛОХОВ»                

(  б/н   16  - присвоено  17  апреля  2003 г.)

  • «ВАЛЕРИЙ    ЧКАЛОВ»

( б/н   17  - присвоено в  2003г.)

  • «ВЛАДИМИР  СУДЕЦ»              

            ( б/н   15  - присвоено  26 октября  2004 г.)

  • «ВАЛЕНТИН   БЛИЗНЮК»         

(  б/н   19  - присвоено  5 июля    2006 г.)

  • «ВИТАЛИЙ  КОПЫЛОВ»              

            ( б/н  08  -  присвоено   29  апреля 2008г.)

      •     «НИКОЛАЙ  КУЗНЕЦОВ»

            ( б/н  10  -  присвоено                            2009г.)

 

Самолеты  с бортовыми номерами   14  и  18  пока  не  имеют  почетных  имен. Однако, с  2004г. по непонятным причинам почему-то прервана практика присвоения имен Героев Советского Союза самолетам  Ту-160.   А  ведь  за  всю  историю в  Дальней Авиации было  и остается  всего 6 дважды Героев Советского Союза.   Имена трех  из них –  Павел Таран,  Александр Молодчий  и  Василий Сенько   уже  увековечены на бортах Ту-160.  

Так чем же провинились перед потомками,  воспитанные в рядах Дальней Авиации,  дважды Герои  Советского  Союза    генерал – майор авиации  Федоров  Евгений Петрович,    полковник Кретов  Степан Иванович  и  наш  однополчанин   майор  Осипов  Василий Николаевич?! Вопрос обозначен, но ответ не получен до сих пор.

В июле 2004г. после замены силовой установки и 12-месячных регламентных работ на самолетах 03 и 04 выполнены  облеты экипажем летчика-испытателя  Осыковского М.Н.

18 августа 2004г. экипаж полковника Серебрякова А.Р. выполнил маршрутный полет с дозаправкой топлива в воздухе. Инструктор – генерал-майор  Жихарев А.Д.

24 августа такой же полет выполнил экипаж генерала Жихарева А.Д.  В этих полетах экипажи  выполнили по  нескольку сухих контактов с танкером  Ил-78. По  итогам  2004г.  план боевой подготовки выполнен всего  на  9%.  Полк  налетал  65 часов.  Выполнено  4 маршрутных полета,  3 тактических пуска,  170 посадок.    

В  декабре  2004 года на вооружение  полка  начали  поступать  новые  высокоточные  неядерные крылатые  ракеты  Х-555  с  дальностью   5000 км  и изменяемым  профилем  полета.

29 марта 2005г. экипаж подполковника  Сенчурова А.В.  выполнил  успешный практический  пуск  АКР Х-55СМ  на  полигоне  «Пембой»  под  Воркутой.

5 апреля  2005 г. в ходе ЛТУ 22-й Гв. ТБАД  экипажи Ту-160  в ходе проверки Объединенной системы ПВО СНГ произвели посадку  на  родном  аэродроме  Мачулищи  в  Беларуси

Командиры экипажей подполковники Сенчуров А.В. и Скитский И.В. Весьма примечательно, что осуществили их Ту-160  (б/н 07 «АЛЕКСАНДР МОЛОДЧИЙ»)   и   (б/н  03  « ПАВЕЛ  ТАРАН»),  имеющие собственные имена известных советских летчиков, проходивших  службу в  нашем  полку.  В третий раз за свою историю самолеты Ту-160 произвели посадку и взлет на аэродроме  Мачулищи.   И  если ранее, это были демонстрационные показы Ту-160  на земле  -  (летом 1985 г. самолет осмотрел Горбачев М.С.,  а  в феврале 1992 г. – руководители России, Казахстана и Беларуси),   то в 2005г.   экипажи полка  по настоящему осваивали передовой  аэродром  Беларуси. Следует добавить, что в ходе этого ЛТУ в Мачулищах побывала  и  пара Ту-95МС  из 184 ТБАП,   самолет-заправщик  Ил-78,  а  также  два Ту-134УБЛ из  Тамбова.

Одновременно,  аэродром  Барановичи, посетили  Ту-22М3   из  840-го  ТБАП  (аэродром Сольцы),  и  самолет  дальнего  радиолокационного   обнаружения   (ДРЛО)   А-50.

 В  свою очередь, Су-24  белорусских  ВВС с  авиабазы Россь,  осуществили перелет на  аэродром Сиверская  в   Ленинградской  обл. Белорусские летчики на Миг-29 и Су-27 получили практические навыки, реально «перехватив»  в качестве контрольных целей,  8 боевых самолетов российских ВВС.  Ничего подобного в прошлом,  после развала СССР, не  было. 

5 июля   2006 года   полк принял от  Казанского АПО им. Горбунова  качественно новый модернизированный  Ту-160,  который  оснащен  бомбовым вооружением,  рассчитанным на боевую нагрузку весом до 45 тонн.  Это первый самолет  способный поражать объекты противника высокоточными корректируемыми авиабомбами. Современные средства космической связи существенно повысили его точностные характеристики  и позволяют  осуществлять управление самолетом в любой точке земного шара и при любых погодных условиях. Самолет имеет современную цифровую бортовую ЭВМ, которая изменила саму систему нанесения удара. Также, установлена самая  современная  авионика, радиоэлектронное и навигационное оборудование, работающее по особому принципу. 

Планируется,  что  модернизацию  постепенно пройдут все   самолеты  Ту-160. 

5 августа 2005г.  выполнен практический  пуск ракеты Х-555 с боевой многофакторной частью  ОФЗ  экипажем полковника  Серебрякова А.Р.

В 2005 году средний налет летчиков полка,  впервые за последние  годы достиг 60-70 часов в год.

25 июня 2005 года,  на праздновании 65-летия полка,  Главнокомандующий  ВВС  России  генерал  армии Михайлов В. вручил полку Вымпел  Министра обороны РФ  «За мужество,  воинскую  доблесть  и высокую  боевую  выучку».       (Приказ  МО РФ  от  24. 07. 2005г.).

Орденом  Святого  князя  Александра Невского 2-ой степени  Академии  русской православной церкви были награждены командиры отрядов  подполковники  Скитский Игорь Владимирович  и Истомин Виктор Гаврилович.   Премия маршала Георгия Константиновича Жукова  вручена  майору  Палтусову.

10 августа 2005 года  экипажи полковника Серебрякова А.Р. и  подполковника Сенчурова А.В.  выполнили успешные пуски  АКР  Х-555 и  поразила цели на северном полигоне Пембой  под Воркутой.

15 августа 2005г. выполнен перелет  3 самолетов Ту-160 на аэродром  Чкаловский для выполнения задач по  плану  ЛТУ.

16 августа  2005г. Президент РФ  В. Путин,  совершил  пятичасовой полет на  самолете  Ту-160 «Павел  Таран».  Корабль  пилотировал  первый  заместитель   командующего  37-ой  ВА ВГК (СН) генерал-майор  Жихарев А.  (штурман – полковник Владимир Адамов, штурман-оператор подполковник  Олег Баранов). Тем не менее, это «катание на самолете» не спасло в 2009 году полк от уничтожения,  как  боевой  единицы.

Полет трех Ту-160 проходил в рамках  летно-тактического учения.  Поднявшись в  небо  с аэродрома Чкаловский, и покинув пределы густонаселенных районов, отряд  перешел на сверхзвуковую скорость.  В районе Нижнего Новгорода самолеты взяли курс на север. При подлете к Баренцеву морю Ту-160 заправились в воздухе от танкера Ил-78 из Дягилево  (КК  майор  Уродовских В.). В заданном районе экипажи  двух Ту-160,  на одном из которых находился Верховный Главнокомандующий  («Павел Таран»  бортовой номер 03),  наблюдали  пуски  4 крылатых авиационных ракет Х-555 по полигону Пембой под  Воркутой.   Пуск  ракет  осуществлял  экипаж   подполковника  Сенчурова  А.В. После этого экипажи заместителя Командующего 37 ВА ВГК  генерала  Жихарева  и полковника  Серебрякова  А.Р.  перешли на крейсерский режим полета и совершили посадку на аэродроме ВМФ  Оленья под Мурманском. В момент посадки пришли данные объективного  контроля - все четыре ракеты поразили мишени с высокой точностью. Российское телевидение продемонстрировало  кадры, когда ракета влетает точно в окно заброшенного здания на полигоне под Воркутой.  Очередные испытательные пуски четырех Х-555, которые могут оснащаться как обычным, так и ядерным боезарядом были также проведены успешно.

Прошедшие на севере европейской части страны учения с участием Верховного Главнокомандующего, показали, что Россия  существенно увеличила свой собственный  потенциал.

22 сентября 2005  года на правительственной даче «Бочаров Ручей» около Сочи,  президент РФ В.В.Путин встретился с группой офицеров, принявших участие в стратегических учениях  на  Северном Флоте.  Среди них была и группа летчиков нашего полка. Тогда, Командующий  37-ой ВА  генерал-лейтенант Хворов И. от имени  экипажей вручил на память  Владимиру Владимировичу  защитный шлем летчика ЗШ-7 цветов российского флага, в котором совершил свой полет Президент России. Кроме того, была вручена кислородная маска,   чека от  ракеты  Х-555,  а  также  летная книжка, где отмечены все  полеты,  в которых принимал участие  Путин В.В.   на  военных  самолетах, -  от  Су-25  до  Ту-160.

Впервые Путин В.В. осуществил  10-минутный полет (естественно с инструктором) на Су-25УБ  во время посещения Краснодарского ВВАУЛ  25 октября 1999  года.  Самолет  Су-25УБ из состава 461-го ШАП  1-й Гвардейской  Сталинградской  ШАД – той самой  дивизии,  которая  26 октября  1993 года  была  выведена  из  белорусского  города Лида  в  российский  город Краснодар.

Второй полет уже на Су-27УБ  с генерал-майором Александром  Харчевским  состоялся  20 марта  2000 года  (перелет из Краснодара в Грозный.)

Третий, самый длительный 5-часовый полет,  состоялся на Ту-160 нашего полка

16  августа  2005 года  (командир корабля генерал-майор  Жихарев А.).

10  августа  2010г.  Председатель  правительства России  Путин В.В. совершил  2-часовый  полет  на самолете  МЧС   Бе – 200  над  горящими  лесами  Рязанской  области.  Полет выполнен с места командира  корабля.

   В силу различных бюрократических неувязок и нестыковок, только 30 декабря 2005 года,  Указом Президента РФ  авиационный комплекс Ту-160 официально был принят  на  вооружение   ВВС России.

За 2005г.  план боевой подготовки выполнен на 40%.   Экипажи полка выполнили  59  маршрутных полетов, 110 тактических пусков ракет,  289  посадок.  Налет – 240 часов.

В апреле 2006г. в ходе ЛТУ  2 тбаэ   выполнили полеты с  практическим пуском ракет Х-55СМ   экипажи подполковника  Хабарова А.И.   и  майора  Гараева В.В.

27 мая 2006г. выполнил демонстрационный полет в честь Дня  г. Тамбов  экипаж  подполковника Малышева А.А.

21  июня  2006 г.  состоялись  крупнейшие за  последние годы  российско-белорусские  КШУ   « Щит  Союза - 2006».  В ходе учения,   с высоты  9.000 метров,  пара  Ту-160  выполнила задачу имитации нанесения удара по пунктам управления и авиабазам  на белорусском  полигоне  Доманово  в   Гродненской  обл. Задачу  выполнили  экипажи  подполковника  Скитского И.В.  «Иван  Ярыгин»    (б/н  04)    и  подполковника Сенчурова А.В.  «Александр Молодчий»    (б/н  07).

 24 июня 2006г. «Иван Ярыгин» (командир экипажа подполковник Скитский И.В.) совершил посадку на аэродром Барановичи для демонстрационного показа на земле.

29 сентября 2006г. в  СКШУ  37 ВА ВГК  экипаж подполковника Малышева А.А. выполнил практический пуск Х-55СМ  штатным экипажем.  Экипажи подполковников Хабарова  и  Скитского  выполнили  полет  на практический  радиус  «За  угол».

За 2006г. план боевой подготовки выполнен на 63%.  Выполнено 59 маршрутных полетов,  112 тактических пусков,  494 посадки.  Налет на Ту-160 – 361 час.

            С 2007 г. начался активный процесс восстановления и модернизации Ту-160. В начале года на Казанский авиазавод отправлено два Ту-160.  Комплекс работ предусматривает расширение и обновление состава вооружения самолетов. После переоборудования ракетоносцы будут способны нести различную бомбовую нагрузку.  Ту-160 сможет брать на борт  до  90  ОФАБ-500  или  160  ОФАБ-250-270,   а  также, корректируемые авиабомбы.

 В 2007 г. средний налет экипажей увеличился еще на 5-10 часов, что обусловлено увеличением поставок в войска авиатоплива.

В июне 2007г. экипажи полка выполнили 28 маршрутных полетов на практический радиус действия, из них 23 полета в Арктику.

11 июля 2007г. экипаж подполковника Плюснина В.Б. выполнил маршрутный полет для участия  в  показе авиатехники  на аэродроме  Хурба  (Дальний Восток).

8 августа 2007г. экипажи подполковников Ермолаева В.А. и Ульяновского В.А. выполнили практические пуски ракет.

На конец 2007г. в полку имелось 16 штатных экипажей.  План  боевой подготовки выполнен  на 69%. Выполнено  112 маршрутных полетов,  246 тактических пусков ракет,  547  посадок. Крупных  изъянов  у Ту-160,   за  последние более, чем  20  лет  их  эксплуатации,  не  обнаружено.  Эти самолеты  будут служить по прогнозам еще около 50  лет.  Работы по модернизации ведутся под общим руководством Генерального конструктора,  бывшего Председателя правления  ОАО «Туполев» (до 16 сентября 2009г.) Шевчука Игоря Сергеевича.  Кстати,  уроженца  белорусского  г. Слуцк    Минской  обл.  -  именно там, он родился  30  января 1953г.).

В 2007г.  МО РФ  выдало тактико-техническое задание на разработку самолета нового поколения - стратегического ракетоносца для Дальней авиации.  Срок разработки нового самолета с использованием технологии «стелс» займет около 15 лет.  Это будет принципиально другой  авиационный  комплекс,  чем ныне  существующие  типы самолетов.  

Ракетоносец будет способен взлетать с любых аэродромов, в том числе с грунтовых, нести ядерное и обычное высокоточное оружие, преодолевать любые системы ПВО.   Для  его создания необходимо обеспечить технологический задел для прорыва во многих областях промышленности. Прежде всего, нужен качественный скачок в разработке и промышленном производстве принципиально новых сплавов и полимеров.  Новые материалы, обладающие уникальными по нынешним временам свойствами, позволят выйти на качественно другой уровень проектирования в двигателе - и самолетостроении.  Вот почему программа создания нового бомбардировщика до 2015 года будет в основном носить концептуальный, исследовательский характер по будущему облику самолета.   Впрочем, учитывая нынешнее положение отечественной авиапромышленности, не стоит ожидать появление нового самолета ДА.  Скорее всего, его не будет вообще в обозримом будущем.

17 августа 2007 Президент Путин В.В. приказал возобновить на постоянной основе патрулирование в воздухе ракетоносцами Ту-160 и Ту-95 районов Аляски, Алеутских островов, Великобритании, северного побережья Канады, акватории Черного и Балтийского морей и южных границ стран СНГ. Полеты выполняются с интенсивностью 1-2 вылета в неделю.  

Уже утром следующего дня четырнадцать самолетов вылетели на патрулирование, которое носит стратегический характер и  осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России.

Осенью 2007г. в полетах на боевое патрулирование Ту-160 сопровождали истребители Су-27  1-й АЭ  986-го Севастопольского ордена Суворова III ст. инструкторско-исследовательского авиационного полка  из Липецка.

Благодаря нормализации летной работы, летчики полка в 2007г. увеличили свой налет до 100 ч.,  а некоторые до 170 ч. 

 В январе 2008г  Северный флот проводил крупнейшие за последние годы океанские учения с походом в Атлантический океан и в Средиземное море. От нашего полка к учениям привлекли два Ту-160 с экипажами подполковников Игоря Скитского и Виктора Истомина. Взлетев с аэродрома Сольцы под г. Великий Новгород,  пара Ту-160 пошла практически на предельную дальность. Несколько раз к ним подходили и сопровождали истребители F-16 Норвегии, «Торнадо» F3 и «Тайфун» ВВС  Великобритании. В назначенном районе Атлантики северо-восточнее Гебридских островов их прикрывали 6 корабельных истребителей Су-33, взлетевшие с авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а наши самолеты нанесли условный ракетный удар по назначенным целям. В воздухе они находились около 14 часов.

29 апреля 2008г. полк принял очередной новый Ту-160, собранный из задела, оставшегося с 1992г., когда Президент Б.Н.Ельцин принял решение о приостановке производства Ту-160.  На КАПО  все еще имеется небольшой технический задел, но  Министерством  Обороны РФ  уже не рассматривается  вопрос о достройке новейших Ту-160  и  передаче их  в  ДА.   По-прежнему,  планируется  только модернизация  по 2-3   строевых  самолета  в  год. По мнению главы авиастроительной корпорации Алексея Федорова, Казанское авиационное производственное объединение  может поставлять ВВС,  в  среднем, один новый Ту-160 в два года. 

В ознаменование Дня Победы 9 мая 2008г. над Москвой состоялся воздушный парад.  В нем принял участие и наш полк. Вылетев из Шайковки  (Калужская обл.), Ту-160 над Москвой пилотировал командир отряда военный летчик 1-го класса подполковник Виктор  Истомин. Его сопровождала пара истребителей-перехватчиков МиГ-31 из Липецкого 4-го ордена Ленина Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС им. В.П.Чкалова.

10 сентября  2008г. пара  Ту-160 выполнила беспрецедентный по значимости, смелости,   сложности  и дальности перелет  из  Энгельса  в  Венесуэлу. Взлетев с постоянного места базирования, стратеги совершили промежуточную посадку на авиабазе  Северного Флота  Оленья, (92 км к югу от Мурманска). Далее, выйдя через Баренцево и Норвежское море в нейтральные воды над Северной Атлантикой, в сопровождении на начальном этапе маршрута Су-27, самолеты пошли вдоль Атлантического океана на юг и через 13 часов полета (из них 12 – над океаном), вечером 10 сентября совершили посадку на авиабазе Либертадор  (вблизи г. Маракай). Впервые  в истории,  российские  стратегические  самолеты  совершили посадку в  далекой  Южной  Америке.

15 и 16 сентября пара осуществляла вылеты над южной Атлантикой в сторону Бразилии.   

17 сентября  над   Карибским  бассейном  было  выполнено еще  два полета по 6 часов каждый.   Цель - приобретения  опыта полетов в тропических условиях  Южного полушария. 

Далее пара перелетела в Каракас (время перелета составило 40 мин.) и после 8 дней пребывания в Венесуэле,  в ночь на 19 сентября,  заправившись «под завязку»,  взяли курс  на  Энгельс. Над нейтральными водами Норвежского моря выполнили дозаправку в воздухе ночью, каждый из пары принял по 25 т. горючего от воздушных танкеров Ил-78, которого гарантированно хватило для посадки на базовый аэродром. Обратный путь занял более 15 часов.  Командир корабля «Александр Молодчий» (б/н 07) - заместитель командующего 37-й ВА ВГК генерал-майор Александр Афиногентов,  командир «Василия Сенько» (б/н 11) - заместитель командира 121-го ТБАП  подполковник Андрей Викторович Сенчуров.

Ранее, самолетами ВТА на аэродромы базирования были доставлены авиаспециалисты и агрегаты энергоснабжения самолетов - АПА. Руководил перелетом начальник штаба 37-й ВА ВГК генерал-майор Анатолий Жихарев. Одним из нерешенных элементов полетов над тропиками, экипажи отметили сложную орнитологическую обстановку в районе аэродромов базирования. В полетах корабли кратковременно сопровождались американскими и натовскими истребителями. Остается  надеяться,  что подобные полеты будут совершаться и в дальнейшем,  возможно,  и  на  постоянной  основе. Российские ВВС,  впервые  в истории,  приобрели  опыт  базирования  в северной части Южной Америки.

Итоги 2008г. превзошли все ожидания. Впервые за многие годы средний налет отдельных летчиков составил 200-250 часов за год!  Причем все чаще полетные задания выполняли молодые командиры кораблей,  т.к.  в  военную  авиацию  пошла  молодежь.

28  марта 2009г.   во время посещения авиабазы Кубинка Президент  РФ  Д. Медведев  осмотрел авиатехнику  ВВС и ПВО.  Побывал он и в кабинах Ту-95МС и Ту-160 (б/н 08 «Виталий Копылов»). Совершил пассажиром, и свой первый 20-минутный полет на борту самого современного боевого Су-34. Вновь, в который уже раз,  на самом высоком уровне было голословно, но с серьезным выражением лица, заявлено  о  поставках  в  ВВС  новой современной техники. Вот как 6 февраля 2009года, получил «новую» технику 14-й гвардейский Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова  3-й ст.  ИАП,  впервые  за последние 17 лет  с  завода в Луховицах. Это были:  МиГ-29УБ  и  15  МиГ-29СМТ. Самолеты в 2006г. были заказаны для   ВВС  Алжира.  Однако в 2007г. сия африканская страна аннулировала свой заказ на 36 МиГов,  сославшись на установку на самолетах бывших в употреблении агрегатов,  и  вернула 15  МиГов. Вот таким образом, самолеты поступили  на  вооружение  российских  ВВС. Вдумайтесь в это! Идущие на экспорт МиГ-29,  комплектуются агрегатами,  бывшими в употреблении!  Так, что же  творится в России?

 2009 год.  Ту-160  летали не только  по,  ставшими  обычными,  маршрутами  «За угол»,  но также,   и   к берегам Аляски.   Причем, все такие полеты выполнялись из  Энгельса.

В октябре 2009г. пара Ту-160 выполнила отрыв от «сопровождения» истребителей  ВВС  Норвегии  на малой высоте  и  сверхзвуковой  скорости.

20-21 октября 2009г. экипажи двух Ту-160  (п/п-к  Шишкин М.Н.- п/п-к  Малышев А.А. – п/п-к Гаврилов С.А. – п/п-к Суходольский В.В.)  и  (п/п-к  Шайдуллин Ф.С.- п/п-к  Плюснин В.Б. – м-р Исхаков  Ф.З. – м-р  Косьянов С.Ю.)  выполнили рекордный по длительности полет продолжительностью 22 часа 30 минут. Были выполнены по 2 заправки в воздухе,  принято по  40  и  42 т горючего. Экипажи выполнили посадку вечером 21 октября в Энгельсе. Самолеты  встречали  всем  полком  с  развернутым  знаменем.  

19 сентября  2009г. в должность Командующего  Дальней (стратегической) Авиации России  вступил  генерал-майор  Анатолий Жихарев.

9 мая 2010г. парадный  расчет Дальней  Авиации при пролете над  Красной Площадью  насчитывал  17 самолетов.  В боевых порядках прошли  три  ТУ-160,  три  Ту-95МС,   шесть  Ту-22М3  и  Ил-78.  Впервые  в истории,  все  самолеты  парадного расчета,  получили надпись на киле  «ВВС России». Кроме того, летный  состав  получил   летные  костюмы  и  пилотки  ярко-голубого  парадного  цвета.     

9 - 10 июня  2010г. экипажи  подполковников  Малышева А.А. («Илья  Муромец»)  и  Хабарова А.  («Алексей Плохов»)  совершили очередной беспосадочный длительный в истории  Ту-160 полет по маршруту: Энгельс – Тикси – Чукотка – Тихий океан – Комсомольск – на - Амуре – Энгельс.  На маршруте выполнены по две дозаправки в воздухе,  принято по  54 тонны  горючего.  Продолжительность полета составила  24 часа 24 минуты.  Часть  полета выполнена на сверхзвуковой скорости. Таким образом, был установлен новый рекорд  продолжительности полета для самолетов  Ту-160.  

Экипажи, по сложившейся в полку недавней традиции,  заслуженно  получили  в  подарок  фаршированную щуку.  Однако, в  «золотые годы»  советского периода истории ДА,  по установившейся традиции, в летной столовой на столы выставлялись жаренные молочные поросята. 

С  горечью  приходится констатировать,  что  с  1  июня  2009 года, 121 Гвардейский Севастопольский ТБАП  прекратил  свое  существование!  

            В  результате  планомерных  и  поступательных  шагов  руководства страны, полкам Дальней Авиации было приказано «долго жить»! Дальняя Авиация, как и все Вооруженные Силы России, перешли к так называемому новому облику. Принципиальным отличием новой структуры является отсутствие в ней такого звена управления, как авиационный полк. В новом облике в составе Дальней Авиации планировались: четыре авиационные базы 1-го разряда, 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава, авиационные полигоны, авиационные комендатуры и другие части обеспечения.

Все,  что  осталось  от  нашего полка - это 1 и 2 ТБАЭ, которые   вошли  в  состав  6950-й   Донбасской  Краснознаменной   Авиационной   Базы  (1 разряда). Авиационная  база  (воинская  часть  06987) объединила  все  урезанные части  и  подразделения  обеспечения    расформированной  и прославленной  22-ой  Гвардейской   Донбасской   Краснознаменной   ТБАД.