Обстоятельства
Самолет Ту-22А, серийный номер 0203.
18 апреля 1962 года экипаж Аксенова Н.В. (штурман Н.Ф. Бочкарев, радист В.М. Шестухин) выполнял полетное задание на сверхзвуке. В какой-то момент самолет вышел за ограничения по реверсу элеронов и начал разрушаться. По команде командира корабля штурман и радист удачно катапультировались, но сам командир катапультироваться не смог и разбился.
Причины
При полетах на больших числах М на первых самолетах Ту-22 возник эффект реверса элеронов, т.е. обратная реакция по крену, что было связано с относительно малой жесткостью стреловидного крыла большого удлинения.
Последствия
После этой катастрофы было введено ограничение по максимальному числу М=1,4.
Для исключения этого весьма опасного явления и снятия ограничения по числу М туполевское ОКБ в короткий срок разработало и внедрило в серию (с одновременной доработкой уже построенных самолетов непосредственно в строевых частях) необходимые конструктивные мероприятия. С 1965 года в канале управления по крену была внедрена система элерон-закрылков: на дозвуковых скоростях работали обычные элероны, при переходе на сверхзвук в качестве органов управления по крену использовались внешние секции закрылков (элерон-закрылки), а сами элероны блокировались в нейтральном положении. Помимо этого, были проведены и другие улучшения по планеру и системам управления.
Аксенова Николая Васильевича похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Ссылка на автобиографию
Его штурман, Борис Фёдорович Шестухин, разобъётся через полтора года, в другом испытательном полёте, 8 января 1964 года.