Воспоминания лётчика, подполковника Козлова Владимира Юрьевича

Командир корабля Ту-22Р

военный лётчик 1-го класса

заместитель командира АЭ 30 одрап

гвардии подполковник

Общий налёт 1500 часов, из них 983 часов на Ту-22.

 

Владимир Юрьевич оказался своеобразным рекордсменом 30-го одрап по посадкам на одном двигателе. За его лётную жизнь на Ту-22Р таких посадок набралось 9! Мы попросили заслуженного ветерана поделиться своими воспоминаниями. АК.

 

Первая посадка на одном двигателе произошла ещё при переучивании, осенью 1986г.

Мы, я и капитан С.Егорченков, вышли уже на маршруты. Днем пошли в боевых порядках на полигон.

Ведущий, командир 1 АЭ, п/п-к Шеньшин В.А.(мой инструктор), далее мой экипаж(штурман-майор Мечев В., замполит 1 АЭ, он тоже переучивался на Ту-22р и оператор В. Соломатин, он уже летал не один год на Ту-22р) и к-н С. Егорченков.

Высота 1500м, 1800м и 2100м. В районе мыса Коса Бокал заметил загорание красной лампочки "Стружка в масле" правого двигателя. Проинформировал экипаж, зачитал на магнитофон показания приборов правого двигателя. При этом, температура не росла. Убрал РУД правого на малый газ. Лампочка продолжает гореть.

А у самого небольшой мандраж. Но тут оператор спокойно так говорит:" Командир, спокойно, читаю карту" и зачитывает, что я должен делать по инструкции.

Я выполнил все действия с записью на магнитофон и выключил правый двигатель, а левому увеличил обороты. Доложил ведущему о загорании лампочки и выключении правого двигателя. По команде п/п-ка Шеньшина левым разворотом пошел на аэродром, а к-н С.Егорченков меня сопровождал.

Вышел на "коробочку", занял высоту круга и стал строить заход на посадку на одном двигателе.

На аэродроме посадки стандартный третий разворот мы выполняли на 18 км, а на одном двигателе-третий выполняется на 25км.

РП дал мне выполнение третьего разворота на удалении от торца ВПП километров на 20. После выполнения четвертого и выхода на посадочный вижу, что не успеваю установить посадочный режим.

Докладываю РП, что выполняю с проходом без снижения, так как не успеваю все выполнить. По команде РП выполнил уход на второй круг. Здесь уже третий разворот выполнил на дальности 25 км. Дальнейший заход и посадку на одном двигателе выполнил как по инструкции и как научил инструктор.

Посадка получилась мягкой, с перегрузкой 1,4-1,5. Встречал экипаж весь командный состав. Поздравили, расспрашивали про мои действия, про впечатления у членов экипажа.

Оператор отметил мое спокойствие в полете и при посадке. Действия мои, после анализа объективного контроля и прослушивания магнитофона, были правильными и меня наградили ценным подарком, набором ключей.

Далее были отказы( все по загоранию лампы"Стружка в масле") и при облете самолета, и при плановой фотосъемки в паре. А когда у меня произошла третья посадка на одном в один месяц, начальник штаба морской авиации ЧФ генерал-майор Юрин В.Н., отстранил экипаж от полетов и отправил в профилакторий. На мое:" Командир, за что? Ведь все делал по инструкции." ответил:" Ты что не понимаешь, что она за тобой стоит." Один раз был отказ при выполнении вывозного полета для штурмана и оператора самолета. Ребята остались под впечатлением еще на долгие годы.