Золотарь Фёдор Иванович

 

Командир корабля Ту-22 !!!!

Командир 30 одрап ВВС ЧФ 

Заслуженный военный лётчик СССР

 

 

 

 

 

Золотарь Фёдор Иванович родился в 1922 году в городе Верхний, Ворошиловградской области, Украинской СССР.

  В 12 лет Золотарь Фёдор Иванович лишился отца, рано начал работать на электростанции в Лисичанске. А после работы бегал на занятия в местном аэроклубе ОСОАВИАХИМА при фабрике. Как и старший брат Павел, решив стать лётчиком-время было тревожное, суровое, он поступил на службу в 1940 году. Успешно освоив самолёт По-2, Фёдор Иванович, продолжил службу в Ворошиловградской авиационной школе.

  На фронт Золотарь Фёдор Иванович попал в августе 1941 года, когда наши войска с боями отступали на восток. И первый свой вылет он помнит до мельчайших подробностей, и не стыдится своего страха-для 19-ти летнего командира СБ (скоростного бомбардировщика), каким он тогда был, считает его вполне естественным. Его экипаж-Золотарь(пилот)Авдеев Анатолий(штурман)Евсеев Евгений(радист) Скопинев Пётр(стрелок)-здорово досталось, потрепали их зенитки основательно, казалось, каждый снаряд летит в них. Но задание выполнили, бомбы сбросили на скопление врага, и, хотя и с пробитыми крыльями, возвратились на свой аэродром.

  Сто двадцать боевых вылетов совершил в годы Великой Отечественной Войны Фёдор Иванович. По крайней мере, трижды экипаж мог погибнуть, но выжил. Дважды ему удалось посадить подбитую машину на брюхо. А вот в третий раз…

  Летом 1944 года, когда наши авиация уже господствовала в воздухе, - вспоминал ветеран, -я получил задание провести разведку войск противника. Вылетали на американском самолёте А-20<<БОСТОН>>, а над линией фронта нас атаковала пятёрка «Мессеров». Моему стрелку удалось сбить одного, но оставшиеся плотно зажали нас в клещи и стали расстреливать. И спрятаться негде, в небе-ни облака, а маневрировать тяжёлым подбитым бомбардировщиком довольно трудно. Горит левый мотор, радист и стрелок ранены. Нет, думаю, просто так вы нас не возьмёте! Приказываю экипажу покинуть горящую машину, а сам пытаюсь открыть фонарь, который заклинило, вручную. Между тем сверху с боков и сзади по самолёту хлещут пулемётные очереди, вот-вот достанут меня. Наконец фонарь слетел, я переворачиваю горящий самолёт вверх колёсами и выбрасываюсь. И вскоре вижу, как в землю врезается наш самолёт.

  Путь к победе у Золотаря Фёдора Ивановича пройдёт в небе родной Украины, через Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Германию и закончится в Австрии.

  После войны Фёдор Иванович служил в Румынии, затем-Грузия, Камчатка, Сахалин. Учёба в академии.

Он занимал должности: командира авиационной эскадрильи, заместитель командира полка, командир авиационного полка, затем командира дивизии.

  Одним из первых он переучился на новый реактивный бомбардировщик Ил-28, а вскоре эту машину освоил весь полк. Потом был самолёт Ту-16, а за ним-сверхзвуковой Ту-22.

 

Отбор лётчиков для полётов на этом самолёте был очень строгим: медкомиссия к полётам на сверхзвук и с отличной техникой пилотирования на других типах реактивных самолётов.

 

Когда в 1973 году полковник Золотарь Фёдору Ивановичу за особые заслуги в области обороны страны и высокое лётное мастерство присвоили звание «Заслуженный военный лётчик СССР», он уже освоил 16 типов воздушных судов, провёл в воздухе 16 тысяч часов.

  Любопытный факт: В 1962 году 30-й одрап, под его руководством, признан отличным авиаполком в Авиации ВМФ, при этом в полку все 35 лётчиков и штурманов имели 1-й класс.

  Среди десятков орденов, которыми Родина отметила ратный и трудовой путь Золотаря Фёдора Ивановича-два ордена «Красного Знамени», три ордена «Красной Звезды», два ордена «Отечественной Войны» - 1-й и 2-й степени, болгарский «Орден Революции», украинский орден «Богдана Хмельницкого», более двух десятков медалей различных государств. В числе этих наград - и военный орден Арабской Республики Египет (за то, что в течении года, пока он был заместителем главного военного советника по авиации ВМФ в АРЕ, ни одна бомба израильской авиации не упала на крупнейшую гидроэлектростанцию в Асуане, на города Каир и Александрию-его соколы надёжно прикрывали их).

 

 

Cлева направо:

Первый - Ст. Штурман полка, полковник Новоселов Владимир Константинович. Кстати, полковника он получил за командировку в Ливию.

Второй - Командир полка, полковник Чариков  Анатолий  Павлович.

Третий - Командир  полка, полковник  Золотарь Федор Иванович .

Между  А.П. Чариковым и Ф.И. Золотарём  вклинился первый Командир Комплекса  НИТКА Капитан  Первого Ранга Дебердиев Эдуард Нурович .

Четвертый - Ст. Врач полка, подполковник   Арецкий Борис ЛЬвович!  Человека более преданного  своей профессии  трудно найти. По рассказам ветеранов,  Борис Львович  был душой любой  компании и искренне  переживал за каждого человека, заботился о его здоровье. Он следил за налетом экипажей и при необходимости делал небольшие перерывы.  Достаточно было сделать  ему заявку  и путевка в любой санаторий или дом отдыха была у тебя в кармане. Иногда  шутили: "Борис Львович, а вы можете достать путевку на елку в Кремль?" Он  отвечал: "Ну, если постараться..."  Не удивительно ,что и после увольнения он долгое время работал врачом-терапевтом в Сакском  Военном Санатории  им.  Пирогова