Акопян Владислав Мамиконович

КК Ту22Р

заместитель командира 30 одрап по БП

военный лётчик снайпер

полковник

 

 

 

Родился 1 сентября 1943 года.
Закончил Оренбургское ВВАУЛ в 1963-м году и попал служить в 124-мрап, Гвардейское, Крым, на ТУ-16К-10.
 
В 1971-м перевёлся в Саки (30-й ОДРАП) на ТУ-22. Там летал до 1991 года. Прошёл все должности подряд до Инспектора ВВС ЧФ по ТУ-22.

  

 

Вспоминает штурман полка Анатолий Евка

 

Владислав Мамиконович Акопян - в год моего прибытия в полк (напомню ноябрь 1980 год), занимал должность командира 2-й АЭ.

Аккуратный, я бы сказал осторожный лётчик, отличный методист и аналитик, разбирал полёты, особенно молодёжи, до мелочей, давал дельные советы, опекал переучивающиеся экипажи до их становления как специалистов. В общении прост и контактен.

 

Владимир Мамиконович у самолёта № 55

Всегда окажет помощь любому обратившемуся лётчику, штурману по любому профессиональному вопросу.

 

Досконально знал Ту-22, его норов и как укротить его. В эскадрилье его экипаж был суперинтернациональным: Штурман АЭ Рафик Аббасов, в полку мне говорили, что он узбек, но это не так, как-то я созвонился с ним (живёт в Москве) и он сказал, что это неправда, его настоящая национальность - иранец, оператором у них был русский, Саша Тарасов.

 

Тогда же Аббасов рассказал, что был на каком то мероприятии лётчиков и к нему подошёл молодой вертолётчик Герой Советского Союза, видимо афганец, он узнал от кого-то, что Аббасов летал на Ту-22, разговорились, Рафик подтвердил и тогда этот парень преклонил колено передним, подчёркивая уважение перед человеком, летавшем на Ту-22.

 

Акопяна перевели в управление, кажется в 82-м году, на должность заместителя командира полка по безопасности полётов, в управлении получил квалификацию "Лётчик-снайпер", впоследствии за этот знак ему было присвоено звание полковник.

 

С ним, как и с Феоктистовым, я также часто встречался, работая в управлении, так что прекрасно знаю этого человека. Работая на своей должности в управлении, большое внимание уделял безопасности полётов, пресекал любые проявления нерадивости, небрежности и попытки нарушить лётные законы, инструкции. У сослуживцев пользовался заслуженным уважением и авторитетом.

 

В конце службы был переведен в штаб авиации КЧФ на должность лётчика-инспектора по Ту-22. Будучи на это должности, полк не забывал. Постоянно летал в полку, проверяя лётные навыки у экипажей. Мне также приходилось с ним летать - никаких резких движений, пилотирует чисто, спокойно, не помню случая, чтобы у него была грубая посадка.

К сожалению, Владислава Мамиконовича больше с нами нет.

Чуть не забыл, отличался невероятной любовью и преданностью нашему полку, всем сердцем переживал "преобразования", происходящие в Октябрьском.

 штурман АЭ Аббасов Рафик Яхьянович, командир АЭ Акопян Владислав Мамиконович, Фёдоров Владимир Иванович     (стартех), начальник ВОТП АЭ Александр Михайлович Блохин. Экипаж нахадился в ДСах

штурман АЭ Рафик Аббасов, нач связи АЭ Евгений Волокитин, зам командира 30 одрап Владислав Акопян 

 м-р Акопян показывает маневр ПИМ (противо-истребительный маневр), слева ОП — Волокитин, справа — ШК Аббасов

 

2013 год, 70 лет полка. Новофёдоровка

 

справа налево: Акопян В.М., Виноградов Сергей Алексеевич, Козлов Михаил Ильич, начальник штаба полка Пиршенко Владимир Иванович, нач ПО Яшин Валерий Сергеевич ( после него нач ПО стал Виноградов)

 

 

В 1979 году МО СССР совместно с руководством социалистических стран проверяло ПВО Болгарии и Румынии. Для этого два наших экипажа должны были выполнить полёт вдоль южной границы Болгарии на запад, затем вдоль западной границы Болгарии повернуть на север, пройти вдоль западной границы Болгарии и Румынии, затем развернуться на восток и в районе Одессы выйти на нашу территорию.

Причём, оба экипажа должны были идти по одному маршруту, но на разных высотах. Для выполнения этой задачи назначили два экипажа. Экипаж Бутковского Сергея Борисовича и экипаж командира авиационной эскадрильи подполковника Акопяна Владислава Мамиконовича.

Экипаж Акопяна должен был идти на большой высоте (высота 11000 метров) и по условиям учений имел право применять активные и пассивные помехи, выполнять противоракетные маневры, а также  маневры против истребителей.

Экипажу майора Бутковского Сергея Борисовича в составе: штурман-капитан Байбурин Батархан Якубович, оператор-капитан Кордюков Николай Евгеньевич, - поставили задачу пройти на малой высоте (от 900м до предельно-минимальной высоты). При этом, экипаж мог выполнять противоистребительный и противоракетные маневры, но не мог ставить помехи.

Экипажи одновременно подошли к границе с Болгарией в режиме радиомолчания. Примерно в центре Болгарии, в экипаже Бутковского, стали появляться признаки, что нас пытаются атаковать истребители (стали слышны редкие сигналы СПО-3).

Когда срабатывало СПО-3 экипаж снижался в долину между горами совсем низко. Истребители и в Болгарии, и в Румынии (Миг-21) догоняли нас до расстояния уверенного пуска ракет, но так низко боялись снижаться и ни одного перехвата не сделали.

Перехвачен - если СПО-3 перешёл на режим «пулемётная очередь». У МиГов это соответствует взятию на автосопровождение, ракета ВВ готова к пуску.

Такой пулемётной очереди мы так и не услышали. Оператор и в Болгарии, и в Румынии иногда докладывал, что визуально МиГи, обычно пара, подходили уже на 300-500 метров.  Эта дистанция позволила бы им атаковать нас пушками или НУРСами, но они были выше и снижаться до нашей высоты боялись, а потому их атаки не считались удачными.

  Когда же вышли на нашу территорию, где-то, в районе Одессы, то никакие маневры и средства помех на ПМВ в долинах Карпат, ниже всяких пределов, не помогли.

Нас 4 раза перехватывали. Мало того, два раза к нам, в плотный боевой порядок,  пристраивались наши Су-15.


Экипаж Акопяна на большой высоте, несмотря на комплексное использование всех средств против перехвата, был перехвачен пару раз в Болгарии и Румынии, не говоря уже о наших истребителях

  Из этого можно сделать два вывода:

  Первый-подготовка и опыт наших истребителей был намного выше подготовки лётчиков Болгарии и Румынии.

  Второй - пройти и быть не перехваченным на малой высоте на самолёте Ту-22 вполне возможно.