Белобородов Николай Иванович

КК Ту-22Р 30 одрап

военный лётчик 2-го класса

капитан

 

погиб 6 июня 1975 года

 

В тексте книги История МА ВМФ ошибка. Белобородов прибыл в 30 одрап в 1973 году.

После службы в ВВС СФ он служил в 5 гв. мрап, г-н Весёлое, затем переведен в 30 одрап.

 

1974г. Предполётная подготовка. Н. Белобородов, В. Ерохин, Ю. Кузмин

 

Из официального источника

6.06.1975 года

Самолет Ту-22у, № 07, ВВС КЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан БелобородовН.И.
День, ПМУ.
Тренировочный полет в зону.
Обстоятельства АП

Через 14 мин после взлета с АС Саки на высоте около 4800 произошло разрушение и пожар левого двигателя, что привело к мгновенному нарушению управления самолетом и его беспорядочному падению.

Спасательными силами был поднят с воды член экипажа, оператор капитан Смирнов В.Г. катапультировавшийся во время падения самолета. Командир корабля и штурман корабля, старший лейтенант Ерохин В.М. погибли.

Самолет упал в море на удалении 96 км от аэродрома вылета и затонул на глубине 180 м.

Заключение о причинах АП
Наиболее вероятными причинами разрушения и пожара двигателя ВД-7м являются обрыв лопатки первой ступени компрессора или разрушение диска турбины

 

Из другого источника

6 июня 1975 года, день, ПМУ. Самолёт ТУ-22Р бортовой №07.

Самолёт-спарка Ту-22у пилотировал капитан Белобородов Николай Иванович, штурман - старший лейтенант Ерохин Владимир Максимович, оператор капитан Смирнов Виктор. Через 14 минут после взлёта с аэродрома Саки на высоте 4800 метров произошло возгорание и разрушение пошедшего в разнос левого двигателя, что привело к мгновенному нарушению управления самолётом, и тот перешёл в энергичное вращение вокруг продольной оси.

Беспорядочное падение самолёта лётчику прекратить не удалось, и он дал команду экипажу на покидание самолёта. Штурман старший лейтенант Ерохин Владимир Максимович из самолёта не катапультировался, по всей видимости, будучи травмированным в кабине при беспорядочном падении самолёта.

Спастись удалось лишь оператору капитану Смирнову Виктору Георгиевичу. Он был в экипаже самым старшим по- возрасту. Его подобрал спасательный вертолёт Ка-25.Командир корабля капитан Белобородов Николай Иванович получил ранение при катапультировании. При попытке его подъёма на спасательный вертолёт из воды он упал в море и утонул. Самолёт упал в море на удалении 96 километров от аэродрома вылета, где глубины не позволяют извлечь его обломки и установить точные причины происшествия.

  Самолёт капитана Белобородова на высокой скорости, вращаясь ушёл в воду…  Это видел единственный оставшийся в живых - оператор, капитан Смирнов. Командир корабля Белобородов настолько энергично действовал штурвалом (пытаясь вывести самолёт из падения с вращением), что единственный спасшийся в экипаже - оператор капитан Смирнов (он сидел в кабине инструктора «спарки» номер 07, а там точно такой же штурвал) был весь в синяках и с разбитой физиономией… 

Когда его потом в курилке спрашивали, - откуда все эти синяки, он сказал, что Белобородов так энергично пытался удержать самолёт от вращения и падения, что ему(оператору)сильно досталось от безумно вращающегося и отклоняющегося штурвала…

Штурман покинуть самолёт не смог

Наиболее вероятными причинами разрушения и пожара двигателя ВД-7М являются обрыв лопатки компрессора или разрушение диска турбины.

Примерно через час прибыл спасательный вертолёт КА-25, который поднял сначала оператора, затем приступил к подъёму лётчика. При подъёме лётчика лебёдкой, оператор лебёдки видел, что рука лётчика серьёзно ранена и висит, а лётчик прицепился карабином не за силовую петлю жилета, а за сам жилет.

При дальнейшем подъёме почти у самого вертолёта лётчик к-н Белобородов оборвался и упал в море с высоты 20 метров, дальнейшие поиски его успехом не увенчались, на поверхности моря остался лишь разорванный спас.жилет.
            

Комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к выводу:

1. Штурман, ст.лейтенант Ерохин, не сумел катапультироваться вследствии больших перегрузок и (предположительно) потери сознания из-за многочисленных ударов головой в кабине.

2. Лётчик, к-н Белобородов, в результате сильной травмы руки и болевого шока не смог нормально прицепиться за карабин подъёмника и прицепился за спас. жилет, что привело к разрыву жилета в верхней точке подъёма. В результате падения с высоты 20 м лётчик вылетел из разорвавшегося жилета и при ударе о воду потерял сознание и утонул.

 


Стоит Феоктистов, сидят: первый Антакольский, второй Белобородов, третий  Ерохин, следующий Смирнов и  последний Брюховецкий.

 

Смирнов Виктор Георгиевич за систематическое пьянство судом Офицерской Чести был снят с летной работы в 1973 году. Переведен в группу РТО АЭ техником. 

После неоднократных обращений к командованию, в 1975 г был восстановлен в прежней должности.

 

В тот лётный день, после того, как его подняли с воды, вертолетом  доставили на аэродром. Санитарная машина отвезла в санчасть, где ему оказали первую помощь.

Возле санчасти собралось много народу, в кругу стоял Смирнов. Он был в халате на голое тело. , на шее было еще полотенце намотано. Видимых ран на теле не было, на лице тоже, но один глаз , особенно радужная оболочка была полностью наполнена кровью. 

Он рассказал:

Сначала, остановились оба двигателя, затем самолёт начал закидывать нос и переворачиваться на спину.

Команду командира на покидание самолета не слышал. Решение на катапультирование он принял самостоятельно, после того, как неимоверным усилием вытащил свою голову из-под штурвала и несколько раз по СПУ вызывал командира и штурмана. После  катапультирования, отделения от кресла и раскрытия парашюта, он видел второй раскрытый парашют и горящий, падающий самолет.

 

После этого ЧП он больше не летал. Был назначен НШ 2 АЭ . Через некоторое время у него начались опять запои и после 3 или 4 таких срывов он был снова судим и уволен. 

 

Некоторые подробности 

Когда проводился разбор катастрофы, с Качи привезли борттехника вертолета, который поднимал Белобородова.

Он рассказал как было дело.

Когда Белобородова подняли до обреза двери, он одной рукой держался за трос, вторая рука висела и была вся в крови. Борттехнику показалось  даже, что  кисть у него была оторвана. Он так заявил.

При подходе к двери Белобородов  хотел ухватиться рукой за дверь, отпустил трос и в этот момент оборвался. После этого было принято решение о покидании района поиска.

При поднятии с воды, штурман вертолета опускает лебёдкой на тросу сперва борттехника, тот помогает спасаемому, штурман поднимает спасаемого, а потом поднимает борттехника.