Свиридов Иван Александрович

Капитан

Начальник связи 15 одрап авиации КБФ

 

Радист экипажа Переведенцева Н.А.

Погиб в катастрофе  27 августа 1962 года

 

  

Родился 15.071926 года в селе Ивановка, Ивановского р-на, Фрунзенской обл., Киргизской ССР.

 

Родители родом из села Калач Воронежской области. Как казаки, не подчинившиеся Советской власти, в 1921 году с верховий Дона были переселены в Киргизию.

Отец -Свиридов Александр Федорович 1902 г.р., красноармеец. Погиб 14.04.1942г.

Мать-Свиридова Мария Самойловна. Воспитала 6 детей. Среди них учитель, врач, инженер, офицер.

 

В16 лет был призван в Армию.

Первоначально проходил службу в Фергане.

 

 

В ноябре 1944 года окончил Фрунзенскую радиотехническую школу Воздушного флота, получив специальность бортрадист.

 

 

 

 

 

В 1945 году Иван Свиридов совершал полеты на Берлин. В общей сложности он налетал за этот год  456 часов 40 минут.


 

После войны проходил службу в Ленинградской области.

 


 

С 1952 по 1954 год обучался в Николаевском военно-морском минно-торпедном авиационном училище ВМС.  По окончании училища  ему было присвоено воинское звание лейтенант. Назначен на должность начальника связи эскадрильи.

 

 

После окончания училища служил в летных частях Калининградской области.

Последнее место службы 15 одрап, г. Чкаловск.

 

Занимал должность начальника связи  полка.

 

В 1962 году прошел стажировку на аэродроме ЛИИ в Жуковском по освоению Ту22р.

 

27 августа 1962г в звании капитан погиб в катастрофе экипажа Переведенцева Николая  Александровича вместе со штурманом Кондратьевым Петром Сафоновичем, не дожив до приказа о присвоении звания майор меньше месяца.

 

 Обстоятельства

 

27 августа 1961 г производился облет самолета после ремонта задней части фюзеляжа, повреждённой при посадке. Взлетный вес самолёта составлял 67т, центровка — 36,2% САХ.

 

Взлёт, как это обычно предусматривается в учебных целях фиксировался на кинограмме. Расшифровка её показала следующее. Самолет начал нормально разбег, пробежал 2350 м и достиг скорости 390—400 км/час.При этом стабилизатор находился в полностью отклонённом положении вверх, что соответствовало взлетному положению. Однако, самолет не оторвал колес передней стойки шасси от ВПП и не вышел на взлетный угол. За 500 м до конца ВПП летчик принял решение прекратить взлет, убрал обороты двигателей и выпустил тормозные парашюты, один из которых сразу же был порван воздушным потоком (рис. 86).

Самолет выкатился за пределы ВПП и на удалении 700м от нее ударился о бруствер канавы, отделился от земли, пролетел 400—500м, упал, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.

 

Похоронен в братской могиле вместе с другими членами экипажа на городском кладбище г. Калининграда.

 


 

 В сентябре 2008 года на воинском мемориале на ул. Лукашева, в Чкаловске, была  установлена памятная  плита, на которой увековечены  имена всех членов экипажа.

 


 

На мемориале в будущем будет открыт памятник Лётчикам,  погибшим в мирное время.

 

 

 

 После гибели отца, его вдова, Татьяна Леонидовна, воспитывала детей одна. Выросли сын, Сергей и дочь, Ольга.

 

Ольга получила высшее образование, вырастила двоих сыновей. Подрастают внуки. Пока двое.

Пошел по стопам отца и стал офицером Сергей.

12.07.1952-20.05.1999

Окончил нахимовское училище в Ленинграде. 
Учился там с 5-ого класса, 1963-1970. г.г


Как нахимовец принимал участие в парадах на Красной площади в Москве, в том числе в, честь 70- летия  Октябрьской революции. По окончании, кроме аттестата зрелости, получил диплом военного переводчика.
В 1975 окончил кораблестроительный факультет  Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского. По окончании училища ему было присвоено звание лейтенант-инженер.

По состоянию здоровья он не смог служить в плавсоставе. 
Проходил службу  на Тихоокеанском флоте. 

В звании старшего лейтенанта получил назначение в военное представительство  завода "Звезда" в Большом Камне Приморского края. За годы службы на заводе вырос до начальника военного представительства на этом  заводе.  
Звание капитана 1 ранга получил в 38 лет.  

В 1999 году, в возрасте 46 лет, умер на службе  от инсульта. Похоронен рядом с отцом и матерью в Калининграде. 

Семья Сергея Ивановича осталась жить в Большом Камне. 
Его дети работают на заводе "Звезда". Сын, Свиридов Александр Сергеевич- главный инженер завода, дочь-ведущий технолог. У нее подрастают двое детей. 

 

Жизнь Ивана Александровича прожита не зря!