Киселёв Анатолий Фёдорович
Инженер Ту-22
заместитель командира 121 гвардейского тбап по ИАС
гвардии полковник
Родился 20 марта 1930г. в Воронежской обл. РСФСР в простой крестьянской семье в местечке Косоротовские Выселки.
Отец – Киселев Федор Степанович (1893 – 1966гг.). Участник 1-й Мировой и Великой Отечественной войны. Еще в годы 1 мировой побывал у немцев в плену, где изучил и неплохо знал немецкий язык.
Мать – Киселева Анисия Степановна.
Брат – Николай Федорович (1922г.р.), прошел многими дорогами Великой Отечественной и закончил войну в Порт-Артуре. Служил в органах СМЕРШ. После войны вышел в отставку. В послевоенные годы окончил МАИ. Работал в ЦАГИ начальником лаборатории. Умер в 2010г., прожив 88 лет.
Брат – Леонид. Окончил Щадринское ВАУШ. В 1960г. попал под хрущевские сокращения
Сестра – Александра Федоровна. Умерла в 2016г. на 92 году жизни.
Воспитывал его практически дед Степан.
Мать и младшие дети в годы войны привлекались ко всем сельхозработам в колхозе, особенно к уборочным.
Дети с раннего возраста были приучены к посильному труду.
После войны мама Анисия Степановна, Анатолий и сестра Александра, были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», учрежденной 6 июня 1945г.
Жизнь в русской и советской деревне всегда была трудной, но Анатолий Федорович с малых лет упорно шел к намеченным в жизни целям. До 18 лет он с 1 по 4 класс ходил в школы пешком за 4 км туда и обратно. С 5 по 7класс – за 7 км. С 8 по 10 класс – за 12 км. Причем зимой в валенках и в балыке, на лыжах в любую погоду, в том числе в пургу, ориентируясь по вешкам, воткнутым в снег для обозначения правильного направления дороги. Даже несмотря на грозящую опасность – местные волки. Да и дома электричества тогда не было – дети готовили уроки при свете керосиновой лампы. Но никогда не было даже мысли, пропустить занятия в школе под каким-либо предлогом. В итоге, окончил школу без троек. В Аттестате о среднем образовании – только хорошие и отличные оценки.
В 1948г. Анатолий окончил среднюю школу. Он смог на удивление, легко поступить в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Началась учеба и борьба на выживание. Как и многие студенты вдали от дома, но ночам подрабатывал со сверстниками на разгрузках продовольствия и т.п. на ж/д станциях и складах Ленинграда. На заработанные деньги покупали продукты питания. Самой дешевой была рыбка хамса и батон хлеба по 2.20, чем в основном и питались. Советские студенты тех лет фактически жили впроголодь. Очень тяжелой была повседневная жизнь в те первые послевоенные годы.
Однажды в институт прибыл сотрудник Военкомата. В беседах ему удалось уговорить нескольких студентов-первокурсников перевестись на учебу в Иркутское ВАТУ, где оказался значительный недобор.
Начальником ИВАТУ в тот период был генерал-майор ЩЕЛОЧИЛИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1942-1959гг.). Он очень многое сделал для становления и развития училища. При нем Школа механиков превратилась в полноценное военное авиационно-техническое училище ВВС. А его выпускники служили практически в каждом авиационном полку ВВС и авиации ВМФ на протяжении многих лет истории советских ВВС.
Заместителем Начальника ИВАТУ был полковник ЭРЛИХ, который в прошлом был начальником штаба у известного в свое время героя Гражданской войны Маршала Советского Союза Блюхера.
С января 1949 по 1951гг., курсант Киселев А.Ф. старательно и добросовестно учился и с блеском окончил Иркутское ВАТУ. В роте – 150 курсантов. На курсе – 3 роты курсантов. Всего в училище было 15 рот курсантов. Их набор был самым первым, кого выпустили сразу для самостоятельной работы авиатехником на самолетах Ил-10. Запомнилось, что курсантам выдавали махорку, которая выставлялась в курилке прямо в мешках. Каждый вдоволь насыпал табачку и крутил себе «самокрутку». Со второго курса стали выдавать папиросы по установленной норме. Но Анатолий Федоровия никогда не употреблял «это зелье».
Училище он окончил по 1 разряду («С отличием») и с «Красным Дипломом». Его оставили в училище с назначением на должность «Техник-инструктор практического обучения курсантов». Оставляли в советских военных училищах авиаспециалистов, как известно, только самых лучших, одаренных и усердных во всех отношениях.
Однако, лейтенант Киселев А.Ф. стремился служить в строевых частях ВВС на самостоятельной работе. Вскоре его по многочисленным рапортам, направляют служить в ВВС ГСВГ.
В 1951г. начинается его служба в ГСВГ. Первоначально из Москвы его направляют в г. Лейпциг, в ШМАС, преподавателем практического обучения. Но вновь по настойчивым просьбам, его переназначают на должность «Техник самолета» на советский военный аэр. Брандис (20 км от Лейпцига), где истребительный полк летал тогда на еще первых реактивных МИГ-9 и Як-15. Эти самолеты были созданы на базе самолетов МИГ-3 и Як-3. Первоначально, даже запуск реактивного двигателя производился с помощью горящей пакли, которую в нужный момент на длинной палке, подсовывал техник в сопло двигателя по команде летчика.
Затем полк, как и вся советская истребительная авиация, стремительно перевооружается на хорошо известные всем самолеты МиГ-15, которые осваиваются летчиками и техниками в кратчайшие сроки. Командир полка полковник Аристов. Большинство летчиков и техников полка – участники Великой Отечественнойие войны. За период службы в полку Киселёв А.Ф. подготовил 5 техников до уровня «Инструктор по практическому обучению».
Запомнились брошенные фашистами самолеты на аэродроме, уже изрядно раскуроченные советскими солдатами. На аэродроме стоял и списанный Ил-2, который впоследствие был установлен, как памятник на служебной территории полка. В наше время почти вся территория бывшего аэродрома БРАНДИС застроена конструкциями батарей самой большой в Европе станции по добыче электроэнергии от солнца.
В 1956г. его полк перебрасывают в Закавказье на аэр. Батуми, затем аэр. Мериа в состав Бакинского округа ПВО. Там натовские разведчики стали часто нарушать советское воздушное пространство и вообще слишком вольготно вели себя в воздухе. Запомнилось, что повседневную и парадную форму для офицеров полка шили тогда немецкие мастера из высококачественной шерстяной ткани, полученной по репарациям от фашистской Германии.
Еще в Германии он успел успешно сдать вступительные экзамены в Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е. Жуковского. Вступительные экзамены тогда: немецкий язык, русский (сочинение), математика.
Однако, прибыв в составе полка в Батуми, для получения проездных документов и направления, там офицеры из Германии, встретили отказ на направление и зачисление в академию со стороны местного руководства. Пришлось обращаться за помощью к будущему Маршаллу Советского Союза Ахромееву. Ведь они уже успешно сдали все экзамены приемной комиссии и прошли Мандатную комиссию еще в ГСВГ. Вскоре их направили в ВИА в Москву.
В Батуми он встретил и на всю жизнь полюбил свою будущую жену Раису Ивановну.
Так, в 1956г. начались 3 года самой напряженной учебы в самой прославленной Военно-Воздушной инженерной Академии страны на очной форме обучения. Начальником кафедры «Самолетостроение» был известный советский авиаконструктор Болховитинов. Особенно запомнилась преподаватель начертательной геометрии полковник Терехова. Сложный был человек. Даже замуж ее, так никто и не взял. Получил по ее предмету единственную в Дипломе «4» по начертательной геометрии. Запомнился также прекрасный преподаватель полковник Аронов.
После 1 курса группу из 26 офицеров направили на войсковую стажировку в Луганское ВАУЛ.
Капитан Киселев А.Ф. в 1959г. успешно, красиво и с блеском окончил ВВИА – знаменитую «Жуковку» с «Отличием» и с «Красным Дипломом». Ему присваивается очередное воинское звание «Майор». Имея на это полное право, он выбирает для дальнейшей службы Московский ВО. В прекрасной Аттестации, вновь отмечено: «Целесообразно использовать на научно-педагогической работе».
24 июня 1959г. в числе лучших выпускников, по установившейся традиции, он присутствует на ежегодном приеме в Кремле, где их приветствовал лично глава Советского Союза Н.С. Хрущев.
Местом дальнейшей службы он выбрал г. Калинин, гда базировалась в послевоенный период 56-я Бреславльская Краснознаменная ТБАД и 2 ее полка – 45-й и 173-й ТБАП на самолетах Ту-16. Дивизия была сформирована в 1943г. в Рязани и передана в состав АДД. Была знаменита тем, что в послевоенные годы ее курировал сам Василий Сталин (Командующий ВВС Московского ВО). Отсюда и знаменитые добротные «здания - сталинки», построенные в этот самый трудный послевоенный период, и хорошее обустройство гарнизонной инфраструктуры (обустроенное жилье) в военном городке, служебные здания и прекрасный аэродром. Да и великая русская река Волга рядом.
В 1961г. 56-ю ТБАД вывели из состава ВВС МВО и вернули обратно в состав 6-го ОТБАК ДА.
13.02.1975г. 56-ю ТБАД ДА расформировали, а Управление дивизии передали на формирование 56-й БАД в состав 14-й ВА (аэр. Черляны под г. Городок) – в 28 км западнее Львова – ВВС Прикарпатского ВО.
173-й ТБАП был расформирован. 45-й ТБАП включен в качестве учебного в состав Челябинского ВВАКУШ и перебазирован на аэр. Кустанай Казахской ССР).
Аэродром Мигалово (Калинин) передан в состав ВТА для последующего базирования 81-го ВТАП сверхтяжелых и самых современных тогда самолетов Ан-22.
Так, в 1959г. местом его дальнейшей службы стал 45-й ТБАП на аэр. Мигалово в недалеком от Москвы г. Калинине. Должность – «Инженер 45-го ТБАП по СД». Командир полка полковник ЛАПТЕВ.
На вооружении двух полков дивизии – боевые самолеты Ту-16.
Запомнилось, как в Калинине выдающийся командир, летчик и человек комдив генерал Коробчак Николай Иванович своим приказом образовал внештатный Университет технической культуры для всех офицеров технических служб и летчиков, где преподавателей привлекали из известной Калининской академии Войск ПВО страны. Да и самому Анатолию Федоровичу приходилось регулярно вести там занятия по курсу «Теория двигателя и аэродинамика». Качество преподавания – высочайшее. Не зря летчики и техники с удовольствием, без принуждений посещали его занятия и лекции.
Запомнился Начальник Политотдела дивизии полковник ГАПОНОВ. Среди личного состава был известен как «Поп Гапон».
В 1962г. 56-я ТБАД получила государственную задачу – подготовить 20 самолетов Ту-16 и экипажи – для перелета в Индонезию и выполнения там поставленных задач. Анатолий Федорович принял в этом самое непосредственное участие. Группу возглавил полковник Коробчак Н.И. Все поставленные задачи по выполнению демонстрационных полетов над Джакартой, подготовке к боевым действиям над островом Западным Ирианом и переучиванию индонезийских летчиков и техников для эксплуатации Ту-16 были успешно выполнены.
Высокие деловые качества, неординарные знания техники и принципиальность учитывались при его назначении на должность «Преподователь» на 3 года в Египет в апреле 1963г. в Летный Центр для переподготовки египетских летчиков для полетов на дальних Ту-16 (аэр. Каир-Вест). Анатолий Федорович всегда называл вещи своими именами.
Не смог он там избежать трений с руководством Центра. Дело в том, что Египет по Договору оплачивал работу каждого советского специалиста-преподавателя в размере 350 египетских фунтов в месяц. 1 фунт = 10 амер дол. На счет советскому специалисту зачислялось всего 80-90 фунтов. Даже обязательная подписка на советские газеты и журналы проводилась на эти фунты, которые снимались со счета советских специалистов. Естественно, Анатолий Федорович стал задавать своему руководству прямые и неудобные вопросы.
Однажды, при подготовке к занятиям, взял техническую литературу из секретной библиотеки с собой домой. Это стало известно сотрудникам КГБ со всеми вытекающими последствиями. Всего в этой единственной зарубежной командировке, Анатолий Федорович пробыл с апреля 1963 по апрель 1964г. Плюс отпуск 45 суток. Даже беседа с советским послом в Египте Ерофеевым, не изменила его твердое решение об отказе от работы в этой загранкомандировке. Таким образом, Анатолий Федорович вернулся в Калинин на прежнюю должность.
Полученных инвалютных рублей хватило на покупку нового автомобиля «Волга».
По его твердому и, надо признать, верному убеждению, в Калинине, как и в Мачулищах, служили отдельные самые «блатные», пробивные и умеющие вовремя «подкатиться» к тому или иному начальнику, офицеры-перевертыши.
Зачастую среди таких, были те, кто мог легко «достать» нужные товарные ценности, недоступные для обычной продажи в магазинах для простых советских граждан. Это особенно касается тех, у кого жены или родственники работали в системе торговле. Всюду в рядах советских торгашей, негласно процветало обогащение, страсть к накопительству, кумовство, личная уния и «прочая сволочь». Вскоре одному такому «блатарю» понадобилась его должность в сравнительно недалеком от Москвы г. Калинине, где городской трамвай подходит прямо к КПП гарнизона «Мигалово». Как говорится в народе, «Москва – для москвичей». Его просто перевели, а точнее «выгнали из Калинина» – так утверждает Анатолий Федорович. В Штабе дивизии в Калинине и в ее полках, на всех уровнях существовал самый обычный «настоящий протекционизм», - так до сих пор утверждает он.
Поэтому, в 1966г. его переводят в Мачулищи, правда, на вышестоящую должность «Начальник инженерно-авиационной службы полка – зам. командира 121-го ОДРАП по ИАС». Здесь он сменил подполковника АДЯЕВА Василия Михайловича, ушедшего на повышение в ИАС 15-й Гвардейской ТБАД (г. Житомир – аэр. Озерное).
Тогда полк уже третий год успешно переучивался на этот этапный в истории ДА самолет Ту-22Р. Самолет – сложнейший для освоения летчиками и ИТС. Предстояла задача – не только самому глубоко изучить новую авиатехнику, но главное научить инженерно-технический и летный состав полка его грамотно эксплуатировать и поддерживать в боеготовом состоянии. Совместно с инженерами и техниками полка, Анатолию Федоровичу удалось выполнить эту задачу. Даже прямая линия, проведенная им на доске в классе для объяснения, была идеально прямая. А материал по любой теме занятий усваивался удивительно легко и понятно для каждого техника или летчика. Уровень проведения занятий и усвоения знаний – высочайший.
Не чурался он и индивидуальных занятий в классе или прямо на стоянках самолетов с летчиками и техниками. Каждый отказ техники немедленно подвергался тщательному детальному анализу на самолете и уже на следующий день – грамотный и доступный любому слушателю детальный разбор на занятиях с составлением требуемой документации для представления в вышестоящие штабы и организации.
Умел и потребовать с подчиненных. Мог наказать нерадивых, но и своевременно поощрял достойных. Правда, взыскания в служебные карточки, никогда не записывал. Только однажды, пришлось проститься с бездарным инженером полка Захаровым, который не знал, не хотел и ничего не умел.
Все, что он делал, выполнялось всегда красиво и надежно. Он имеет живой и острый ум. До сих пор знает и цитирует наизусть стихи Пушкина А.С., других поэтов и многочисленные поговорки и присказки. У него и руки золотые - он дачу на пенсии отстроил своими руками. Правда, пришлось ее продать. Годы уже не те, содержать ее стало тяжело.
Его прекрасно знал лично не только Командующий ДА генерал В. Решетников, но и все другие начальники и руководители в штабах ДА, корпуса и армии, как принципиального и грамотного авиационного инженера-руководителя.
Пришлось в 1971г. заниматься насущными вопросами строительства и прокладки пешеходной дороги и ее освещения в ночное время от остановки электрички в жилой городок. Каждая поездка к чиновникам железнодорожного ведомства «Белорусская чугунка» для положительного решения любого вопроса – вези 3-литровую банку, а то и канистру со шпагой, а иначе вопрос никак не решался. Однако совместно с хозяйственным командиром полка Чуйко данная стройка, обустройство перрона для остановок электричек и само разрешение на остановку и строительство пристанционного здания, было решено положительно.
В период совместной службы, наиболее теплые взаимоотношения у него сложились с начальником штаба полка подполковником Беляевым. Считал его настоящим военным интеллигентом, что было и на самом деле. Все это положительно влияло на положение дел в полку и улучшение условий жизни личного состава всех частей гарнизона.
Он отлично знал деловые качества всех командиров и начальников, в том числе и летного состава, поэтому и боялись его характеристик все. Особенно боялись его определенная категория, таких отцов-руководителей, как генерал Долгих, Нач. политотдела Горбунов, инженер Болдырев, зам командира полка Толстихин, да и некоторые другие «руководящие товарищи», которых он характеризовал неоднозначно, но всегда удивительно точно. Если не сказать более определенно. Однажды будущий генерал Долгих, а тогда командир АЭ показал нулевые знания. Зам. по ИАС: «Садитесь в кабину. Вам – 5 вопросов. Отказ такого-то узла. Ваши действия? Немая сцена. Оценка – 2». Стал врагом у Долгих. А вот будущий командарм генерал-лейтенант ав. Тараканов, был всегда справедливым командиром, принципиальным офицером и просто порядочным человеком.
На всех постах Анатолий Федорович действовал энергично, с высоким знанием своего дела воспитывал все категории личного состава полка.
Он никогда в своей жизни и до сих пор не курит, до 35 лет ни разу не пробовал водки.
Однажды опытный и надежный летчик командир корабля капитан Проценко купил по случаю немецкий спиртометр. На стоянке перед полетом он замерил крепость залитой в самолет «шпаги». Она оказалась несколько менее 40⁰. Летчик отказался выполнять полётное задание. На стоянку к самолету прибыл Анатолий Федорович. Он подробно разъяснил летчику и экипажу, что данная жидкость заливается в самолет исключительно для того, чтобы на самолете не замерз и не вышел из строя дорогостоящий и сложный в производстве радиатор системы кондиционирования воздуха. При этом давление воздуха на земле должно быть не выше 765 мм рт. ст. и температура не выше 15⁰. «Все Вам залито правильно. Или Вы хотите, чтобы я Вам сейчас записал в Летную книжку и отстранил на пару месяцев от полетов за слабое знание авиатехники? А потом устроил Вам зачетную сессию? К тому же питаться Вы будете не в летной столовой, а дома». Летчик сразу понял, чем это ему грозит и попросил простить ему этот явно необдуманный шаг. Случай этот стал известен каждому в полку. Больше он никогда не повторялся.
В те годы в ВВС было принято хотя и скупо, но все-таки награждать лучших офицеров орденами «Красная Звезда» «За образцовое освоение новой авиатехники». Как-то с такой формулировкой был награжден начальник службы ГСМ базы майор Кириллюк. Всем сразу стало все понятно. Анатолий Федорович даже до сих пор утверждает, что у него просто украли орден. Точнее, украли те вышестоящие начальнички в «верхних» штабах, которые не раз пользовались учтивостью и благосклонностью некоторых известных работников тыла. Действительно, какая новая техника может быть у начальника ГСМ? Понятно, что в повседневной жизни, «шпага» активно ипользовалась при решении положительно, многих «шкурных» вопросов. Но были в АТБ и принципиальные начальники службы ГСМ, к примеру, офицеры базы Юдин и Мохарев.
В другой раз в верха пришла анонимка, что Штыркин (начальник штаба полка) и Голубев (командир база) торгуют спиртом и квартирами. Но, как говорится, «сигнал» в ходе проверки не подтвердился. Он всегда критически относился к командиру базы подполковнику Голубеву, которого даже заслушивали на заседании парткома. Но вскоре, Голубева …перевели по замене в Венгрию, где доблестный подполковник и командир ОБАТО, был за подлог и воровство ГСМ снижен в должности … до командира аэродромной роты. Но затем, снова сумел с помощью «доброжелателей» «выкрутился» и даже был восстановлен в должности.
Анатолий Федорович всегда щепетильно относился ко всем документам, особенно к Актам на списание спирта и спиртосодержащей жидкости, которые он обязан был подписывать лично. Однажды ему «подсунули» Акт на списание спирта с самолета № 58, который уже длительное время находился на АРЗ в Рязани. А его уже оказывается 3 раза запрявляли спиртом на полеты и теперь необходимо списать этот спирт. Но не тут-то было. Он отлично знал, что у него происходит в хозяйстве. Виновные были прилюдно опозорены со всеми вытекающими последствиями и наказаны. Кое-кто в вышестоящих инстанциях остался недоволен его действиями и «затаил камень за пазухой». Но Анатолий Федорович всех их прекрасно знал.
Во всех характеристиках, Аттестациях, выводах комиссий и других, вышестоящих начальников неизменно указывалось: «Имеет высокие знания авиационной техники, аэродинамики и динамики полета самолета. Склонен к научно-педагогической работе». За 33 года военной службы он не имел ни единого взыскания.
В 1978г. Анатолия Федоровича снова назначают на преподавательскую работу на должность «Начальник цикла технической подготовки – Зам. Начальника 43-го Центра по ИАС» и переводят в Рязань (аэр. Дягилево) в 43-й Центр боевой подготовки и переподготовки летного состава ДА. Ему уже давно предлагали различные должности в Москве в штабе ДА, но Анатолий Федорович всегда отказывался, т.к. не любил работать только с бумагами.
В 70-х гг. прошлого века полки ДА постепенно переходила на освоение реактивных самолетов третьего поколения Ту-22М2, а с 1980г. - Ту-22М3. С огромным интересом и желанием он изучает огромную массу сложной документации по этой совершенно новой для него технике. ИТС и летный состав полков один за другим приступают к изучению и освоению новой техники. Почти все они проходили обучение через 43-й Рязанский Центр (аэр. Дягилево). Ответственность, знания и требовательность – высочайшие. Однако, Анатолий Федорович в кратчайшие сроки изучает совершенно новую матчасть и преподает слушателям-офицерам. Если летчик не прошел обучение в Рязани, к полетам его не допускали.
Однажды в Центр прилетел Командующий ДА генерал-полковник авиации В.В. Решетников: «Ты почему еще подполковник? Ведь сроки давно уже вышли. Начальник штаба! Завтра срочно, нарочным, представить документы в штаб ДА на присвоение звания «Полковник». На второй день Министр Обороны СССР подписал приказ о присвоении Киселеву А.Ф. очередного воинского звания «Полковник».
Даже офицерам – руководителям в генеральских погонах не раз приходилось «пускать пузыри и изображать умный вид и немые сцены» на тренажах и при сдачи допусков к полетам, на всевозможных экзаменах и зачетах.
Слабо подготовленных, он немедленно отправлял «на второй круг», не взирая ни на какие прошлые заслуги, звания и должности. В летном деле мелочей не бывает. Естественно, что недоброжелателей у него всегда хватало.
В 1980г. полковника Киселева назначают и переводят в Смоленск в штаб 46-й ВА ВГК (СН) на должность «Заместитель Командующего 46-й ВА по ИАС - Гл. инженера 46-й ВА по СИС».
Однажды в Полтаве ему пришлось представлять и давать пояснения по новейшему самолету Ту-22М3. Главком ВВС Кутахов П.С. остался очень доволен – он делал все возможное для поступления в ВВС новейшей авиатехники.
В 1982г., отдав службе в авиации, 34 года безупречной службы, Анатолий Федорович Киселев выходит в отставку.
Награды: медаль «За боевые заслуги», орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст.
После выхода в отставку проживает по адресу: г. Минск, ул. Плеханова 68/1. Это в Ленинском районе столицы Беларуси.
Примечание
Биография написана по личным воспоминаниям Анатолия Федоровича. Правда, о себе он говорит всегда с неохотой и с нежеланием. Налицо – явная и излишняя врожденная скромность, незаурядного и одаренного Человека с большой буквы.