Старцев Валентин Федорович

 

Подполковник, военный летчик 1 класса,  заместитель командира полка

Общий налет – 2 720 часов (ночью – 571 час)

Летал на самолетах У-2, Р-5, СБ, ДБ-3М, ДБ-3ф (Ил-4), Ли-2, В-25, Ту-2, Ту-4, Ту-16. Был летчиком – инструктором на последних 3 типах

 

Биография

 

Родился 19 июля 1919 г. в г. Камышин, Саратовской губернии.

Отец – Старцев Федор Васильевич работал бухгалтером. Умер в июне 1919г. от голода и болезней.

Мать – Старцева Александра Александровна, служащая.

В 1937 г. окончил 10 классов.

В августе 1937 г. по 10-му Специальному комсомольскому набору направлен в авиацию. Зачислен курсантом в 3-ю авиационную школу ГВФ (г. Балашов Саратовской обл. РСФСР).

С октября 1937 г. по октябрь 1939г. – курсант 3-й авиационной школы ГВФ (г. Балашов). Первый летчик-инструктор - Макаров Федор Федорович.

С октября 1939 г. по май 1941 г. – курсант 27 –й ВАШП (г. Балашов).

С мая 1941г. – сержант, летчик 100 ДБАП (Чкаловский Военный округ - аэр. Тоцкое).

С декабря 1941 г. по июнь 1942 г. – сержант, слушатель 2-й Высшей школы летчиков и штурманов (Среднеазиатский Военный округ – г. Мары).

С июня 1942 г. – сержант, правый летчик транспортного Ли-2 4-го АП 2-й Дивизии особого назначения АДД. (Базировалась на Центральном аэр. им. Фрунзе в Москве на Ходынском поле).

С января 1943 г. – мл. лейтенант, командир транспортного Ли-2 2-го ТАП ОН в Монино. Неоднократно доставлял в тыл и на фронт срочные грузы, пассажиров, офицеров штабов со срочными документами и приказами. Были задания по выброске десантников и грузов в тылу противника. На его самолете в качестве командира корабля - инструктора несколько раз летал генерал-майор авиации М. Водопьянов.

Однажды на фронт он срочно доставил Командующего фронтом маршала А.М. Василевского.

С января 1944 г. по июнь 1944 г. – старший летчик 454-го БАП 334-й БАД на самолетах Ту-2.

13.06.1944г. состоялся первый боевой вылет по целям в Выборге. Всего, по целям в Выборге было 4 боевых вылета.

20 июня 1944г. за прорыв линии Маннергейма, развитие наступления и освобождение г. Выборг Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в числе других, объявил мл. лейтенанту Старцеву В.Ф. благодарность.

3 июля 1944г. за участие в боях по освобождению Минска Верховным Главнокомандующим объявлена Благодарность.

Уже в должности «командир звена» лейтенант Старцев В.Ф. в сентябре – декабре 1944 г. неоднократно выполняет разведполеты на максимальную дальность и продолжительность полетов на Мариамполь, Инстенбург, Тильзит, Мемель, Либаву и др. особо важные объекты противника.

После дополнительных тренировочных полетов, с января 1945г. и до конца войны выполняет перегон самолетов Ту-2 с авиазавода в Москве в полки 6-го БАК на различные аэродромы их базирования.

Однажды огнем зенитной артиллерии был выведен из строя один мотор. Пришлось садиться на вынужденную. Домой в полк вернулся верхом на лошади и с парашютом.

День Победы 454-й БАП встретил на аэр. Высоке-Мазовецке в Польше.

Военный летчик Старцев В.Ф. всего за войну имел боевой налет 348 часов (из них ночью – 237). Налет на разведку – 293 часа.

Войну закончил в звании ст. лейтенант. Всю войну штурманом в его экипаже летал лейтенант Пинчук Иван Калистратович. Бортрадист – сержант Карпов Иван Николаевич. Стрелок-радист сержант Иванов Николай Петрович.

Техником самолета был лейтенант Клочков. Моторист – сержант Чувасов Виктор Иванович (Крым, совхоз «Залесье»).

Командир 454-го БАП – полковник Салов Василий Геннадьевич (г. Балашов). Начальник штаба – подполковник Кускис.

В 1945-1946гг. ст. лейтенант Старцев В.Ф. неоднократно привлекается для перегонки самолетов Ту-2 с авиазаводов в Москве и Омске для полков 74-го БАК, базирующихся на о. Сахалин. После разгрома Японии, 6-й Донбасский БАК (на вооружении всех полков – самолеты Ту-2) перебазирован на о. Сахалин - аэр. Коми-Сикука (Леонидово) и включен в состав 3 ВА ДА.

В 1948 г. капитан Старцев В.Ф. назначен зам. командира 3 АЭ в своем родном 454-м ТБАП.

С ноября 1948 г. – по ноябрь 1949 г. – слушатель Высшей офицерской летно-тактической школы командиров частей ДА (г. Иваново).

С ноября 1949 г. по февраль 1953 г. -заместитель командира АЭ 602-го УАП Офицерской школы командиров частей (г.Иваново).

С февраля 1953 г. по июнь 1954 г. командир АЭ 603-го УТАП Офицерской школы командиров частей (г. Иваново).

С ноября 1954 г. – заместитель командира АЭ 121-го ОДРАП на самолетах Ту-4Р в Мачулищах.

С марта 1955 г. по январь 1956 г. – командир АЭ 121-го ОДРАП.

 

С января 1956 г. по март 1961 г. - заместитель командира 121-го ОДРАП по технике пилотирования и теории полета. На его плечи легла вся тяжесть и особая ответственность по переучиванию летного состава полка на первые реактивные в ДА самолеты Ту-16Р (с 1958 г.).

В 1960 г. поступило предложение из Гл. штаба РВСН о переводе подполковника Старцева В.Ф. в РВСН на вышестоящую должность командира Ракетного полка в РВСН. Однако он решительно отказался уйти из авиации. Как и многие другие заслуженные советские летчики, был показательно, бездушно и поспешно уволен в отставку в марте 1961 г.

 

За участие в Великой Отечественной войне имел награды:

- орден «Боевого Красного Знамени».

- Орден Отечественной войны 1 и 2 ст.

- 4 ордена Красной Звезды.

- медаль «За боевые заслуги».

- медали «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией»

и другие юбилейные медали (11 шт.).

 

После выхода в отставку работал в структуре Совета Народного Хозяйства (СНХ) Белорусской ССР в Минске.

С 1963 по 1968гг. заочно закончил Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В.В. Куйбышева.

Имел ряд благодарностей по работе от руководства.

В декабре 1968г. получил квартиру в Минске – ул. Славинского, 7.

27 июня 1990г. награжден медалью «Ветеран труда».

С октября 1968г. по 3 января 1994г. работал на различных должностях в организации Белэнерго.

Умер 4 ноября 1998 г. Похоронен на Северном кладбище г. Минска. Участок № 100.

 

Жена – Антонина Степановна Сарапий (Старцева). Родилась 22 декабря 1922 г. в селе Благодатное Ставропольского края.

Сразу после окончания средней школы, 2 мая 1942 г. призвана в Красную Армию.

5 месяцев обучения и выпуск по специальности «Механик авиационный по вооружению».

В 1943г. получила назначение и направлена в 454-й БАП, который на аэр. Мулино (Нижегородская обл.) переучивался на новейшие самолеты Ту-2. С эти полком прошла дорогами двух войн.

Обеспечивала безотказную работу бомбардировочного и стрелково-пушечного вооружения самолетов Ту-2. С автоматом ППШ несла караульную службу на аэродроме. Выполняла все другие обязанности воинской службы в интересах обеспечения боеготовности полка. В эскадрилье был очень строгий старшина. Тот по указанию старших начальников, часто проверял личные вещи. Ничего лишнего хранить не разрешалось. Очень строго следили за наличием фотографий. Вернее, за тем, что на них изображено. Не разрешалось фотографировать самолеты и объекты аэродрома. Поэтому у фронтовиков так мало фото военных лет.

Сержант Сарапий А.С. завершила войну в составе 454-го БАП на аэр. Познань (Польша).

Необычные детали войны

Базируясь в Эстонии, отметили очень высокий уровень жизни местного населения. В Литве, наоборот, население жило очень бедно. В Польше видели небывало красивое убранство костелов. Там же отметили недовольство поляков приходу РККА. Отмечались случаи недружелюбного отношения поляков к русским.

Немцы все же жили очень хорошо и богато. Но в брошенные ими дома, почти никто не заходил – очень строгие были на этот счет приказы. Мародерством грешили, как правило, передовые пехотные части.

День Победы в полку отметили праздничным обедом, перешедшим в ужин. Была на столах свежая рыба, которую добыли известным способом глушения на водоеме. Как и все советские люди, очень радовались нашей многострадальной Победе.

Но уже 15 мая 1945г. первый наземный эшелон полка убыл на Дальний Восток к границам Маньчжурии.

После завершения войны с Японией, полк, в составе корпуса, был передислоцирован на о. Сахалин.

 Послевоенный быт

На Сахалине вначале жили в землянках и охотничьих домиках, затем построили небольшие финские домики. Зимой топили печки-буржуйки. Пока прогреется дом надо топить около 3 часов. Вскоре началась демобилизация мужчин старших призывных возрастов и женщин.

А вскоре случилось главное событие в жизни каждой девушки - ст. лейтенант Старцев Валентин Федорович сделал предложение сержанту Сарапий Антонине Степановне. В феврале 1946г. они официально расписались в селе Зональное,  Сахалинской обл. По этому случаю командир полка выделил им свой служебный автомобиль. Вместе с ними ездили расписаться и летчик Петр Пензуров с молодой женой. Вскоре, сержанту Старцевой А.С. пришлось уйти в запас и уволиться из армии. В 1946 г. в семье родился первенец - сын Александр. Место рождения – село Кировское, Хабаровского края.

Валентин Федорович Старцев был глубоко верующим человеком. Но по понятным причинам, крестик стал носить уже после войны. Когда молодые приехали к родителям жены – им передали старинную икону. Икону пришлось прятать от посторонних глаз до самого увольнения Валентина Федоровича из армии. Хранится она в семье до сих пор.

С ноября 1948 г. семья Старцевых проживала в г. Иваново. Там, 26 января 1953 г. родилась дочь Татьяна. Будущий врач-невропатолог.

С ноября 1953 г. майор Старцев В.Ф. продолжил службу в Мачулищах. Прибыл без семьи, т.к. квартирные проблемы были тогда сущим бедствием. Затем семье была выделена комната в 2-комнатной квартире в доме № 105. Проживали в этой квартире с семьей штурмана капитана Алексея Койнаш в 1956-57гг. Квартиры были без воды, ее приходилось брать на улице из колонки. Отопление – печное. Дрова и уголь хранили в сараях. Через 3 года семья получила отдельную 2-комнатную квартиру в этом же доме на втором этаже.

Сын, Саша, ходил в школу, которая тогда размещалась в одноэтажном длинном бревенчатом здании. Но классных помещений не хватало, поэтому 4-ый класс, где учился Саша Старцев располагался в здании гарнизонной бани.

 

Примечание

     Биография написана по воспоминаниям Старцевой Антонины Степановны и сына Старцева Александра Валентиновича.

Ссылка на полную версию биографии

Ссылка на фотоархив