В 2009 году в Москве издана книга ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЁТЫ. В ней ветераны рассказывают о многоплановой деятельности личного состава ИАС Дальней авиации в форме воспоминаний и рассуждений. В этой книге уделено специальное внимание деятельности 43 Центра боевого применений и переучивания лётного состава ДА

Статью заместителя начальника 43 ЦБП и ПЛС по ИАС, п-ка Кузнецова А.А. предлагаем Вашему вниманию.

 

 

 

 

 

В 2010 году в Рязани была выпущена книга, посвящённая истории и развитию 43 ЦБП и ПЛС. Привожу некоторые выдержки из неё, дающие некоторое представление читателю о тернистом пути становления мозгового центра подготовки лётчиков Авиации Дальнего Действия - Дальней авиации.

Особенное внимание отведено самолёту Ту-22.

 

43-й ГВАРДЕЙСКИЙ ОРЛОВСКИЙ ЦЕНТР БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ 1940 – 2010 ГОД

  Рязань, 2010

Редактор издания Максимов М.Б.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Глава 1. Предвоенное развитие летного Центра.
Работа во время Великой Отечественной войны.                                      

Глава 2. Школа во второй половине 40-х годов и начала 50-х.

Глава 3. Начало освоения реактивных самолетов.

Глава 4. Освоение Центром ракетоносной и сверхзвуковой авиации. 60-е годы. Ту-22!

 

Остальные главы Книги привожу в качестве справки. (Прим. ред. АК):

Глава 5. Семидесятые годы – этап освоения самолетов 4-го поколения.

Глава 6. Развитие Центра в 1990 – 2010 года.

Учебно-летная работа

Инженерно-авиационная служба

Учебная работа

1449-я Авиационная база. Город Тамбов.

199-я Авиационная комендатура. Город Каменск-Уральский.

Развитие тыла Центра

Батальон связи и радиотехнического обеспечения

360-й Авиаремонтный завод

26-й Гарнизонный дом офицеров

Командование

Заместители начальника Центра 2010 год

Приложения

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Книга о 43-м Центре боевого применения и переучивания летного состава представлена как военно-исторический очерк. Трудно проследить весь путь, пройденный за семидесятилетнюю историю части, но вместе с тем это многолетняя деятельность летчиков, штурманов, инженеров и техников, специалистов связи и тыла. За прошедшие годы в 43-м Центре были взлеты и спады, как и во всей стране.

В состав Центра входили отдельные эскадрильи и до семи полков. По географическому расположению части Центра находились от Украины и Белоруссии до Восточной Сибири. В частях Центра одновременно проходили службу до пяти тысяч человек личного состава.

История Центра неразрывно связана с историей развития Дальней авиации и так же как Дальняя авиация, Центр прошел сложный путь от образования отдельных подразделений, до формирования нескольких полков в своем составе.

Необходимостью подготовки штурманского состава, по мере развития тяжелой авиации, командованием ВВС КА было принято решение о создании 1-ой Высшей школы подготовки штурманского состава.

Опыт полетов на тяжелых самолетах во второй половине 30-х годов, а также опыт боевых действий в Испании, Монголии и Дальнем Востоке показали, как важна роль штурмана в составе многоместного летного экипажа для выполнения боевой задачи и освоения «слепых полетов».

В ходе Великой Отечественной войны и после ее окончания в летном Центре стали готовить и других специалистов: летчиков, радистов, стрелков.

В начале Великой Отечественной войны на личный состав школы возлагались задачи боевой работы и подготовки летного состава.

Дальнейшее совершенствование авиационной техники, вооружения, потребовали подготовки новых специалистов по управлению Дальней авиацией, организации боевых действий, совершенствованию форм и способов вооруженной борьбы. Принятие на вооружение самолетов-ракетоносцев стратегической авиации, вооруженных ядерным оружием, повысило роль и значимость Дальней авиации в вооруженных силах нашей страны. ДА стала частью ядерной триады России.

Сегодня уже невозможны эффективные высокоманевренные боевые действия без участия Дальней авиации.

Летный Центр сосредоточил в себе весь опыт освоения новых типов самолетов и организации боевых действий. Части Центра участвовали при решении боевых задач в локальных конфликтах в Афганистане и Чечне.

Сегодня не возможно представить летчика или штурмана , которые не побывали бы в Рязани на обучении или переучивании. А командиры кораблей практически все учились в Рязани на курсах командиров кораблей.

В летном Центре проводится теоретическое переучивание и повышение квалификации всех категорий летного и технического состава. На летный Центр возлагались задачи подготовки специалистов иностранных армий.

 

За 70 лет существования Центра выросла и совершенствовалась
учебная база. Совершенствовалась структура управления и
 жизнеобеспечения. Рос и развивался военный городок Дягилево.

 

Личный состав Центра участвовал в проведении многочисленных учений, в выполнении практических пусков ракет. В отделах и циклах обобщался передовой опыт боевого применения и эффективность использования современных авиационных комплексов.

 

В современных условиях роль Дальней авиации значительно усилилась, наметились тенденции к ее дальнейшему развитию, актуальность и перспективность Дальней авиации оценена высшим руководством нашей страны.

В этих условиях очень велика роль 43-го ЦБП и ПЛС, как основного генератора подготовки высококвалифицированных кадров для частей и подразделений Дальней авиации и обобщения и внедрения передовых идей и технологий боевого применения.

В летном Центре ведется разработка научных подходов в использовании новых комплексов вооружения, совершенствования в использовании уже стоящих на вооружении.

Дальней авиации отводится важная роль в дальнейшем совершенствовании системы военной организации страны. Уникальные возможности авиационных комплексов позволяет решать широкий круг задач в интересах защиты государства.

Перспективы развития Дальней авиации определяют задачи и для Центра боевого применения и переучивания летного состава. На ближайшие годы такими задачами могут быть:

  • Подготовка командиров кораблей для частей Дальней авиации;
  • Подготовка руководящего состава для частей и подразделений;
  • Переучивание летного и инженерно-технического состава на новые типы авиационной техники;
  • Военно-научная работа.

 

ГЛАВА 1.
ПРЕДВОЕННОЕ 
РАЗВИТИЕ ЛЕТНОГО ЦЕНТРА. РАБОТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

 

Формирование 1-ой Высшей школы штурманов ВВС КА, на основании приказа Народного комиссара Обороны 18 сентября 1940 г., проведено в Рязани, на аэродромном узле Дягилево-Ряжск. Формирование было закончено к 1 января 1941 г.

Первым начальником школы был назначен генерал-майор Беляков А.В.


Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации, профессор, доктор географических наук. Соратник легендарного Василия Ивановича Чапаева. Участник великих чкаловских перелетов, замечательный штурман, первооткрыватель воздушных трасс. Воин – писатель, воспитатель молодежи. И это все о нем, об Александре Белякове.

Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово, Ногинского района, Московской области, в семье сельского учителя. В Рязани в 1915 году окончил восьмиклассную гимназию. Зарабатывал уроками. Поступил учиться в Петроградский лесной институт, оттуда был призван на военную службу и направлен в Московское Александровское военное пехотное училище.

1 февраля 1917 года Беляков окончил ускоренный курс военного училища и в чине прапорщика был направлен во Владимир – в 215-й пехотный полк. В Великую Октябрьскую революцию перешел на сторону Красной Армии и в 1919 году направлен на Восточный фронт, а затем в 25-ю легендарную дивизию Чапаева.

Осенью 1920 года он становится слушателем Московской аэросъемочно-фотограмметрической авиашколы Красного воздушного Флота. В 1921 году оканчивает с отличием школу по курсу аэронавигации. В 1924 году без отрыва от службы Александр Васильевич оканчивает Лесной институт, а в 1930 году его переводят в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского.

Здесь он работает вначале преподавателем, а затем начальником кафедры штурманской службы. В 1935 году учится в Севастопольской школе летчиков. В 1936 году принимает участие в сверхдальних перелетах в составе экипажа Чкалова В.П., Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. на остров Удд и беспосадочный перелет через Северный полюс в США.

Великую Отечественную войну Александр Васильевич встретил на посту начальника 1-й Высшей Рязанской школы штурманов. С февраля 1945года Главный штурман 16 воздушной армии

После окончания войны с 1945 по 1960 гг. генерал-лейтенант авиации Александр Беляков – начальник штурманского факультета ВВА имени Ю.А. Гагарина. В 1960 году уходит в отставку. Отдав Родине 42 года, проведя в воздухе 2150 часов в качества члена экипажа.

С 1961 года работал в течение 22 лет в Московском физико-техническом институте.

Умер Александр Васильевич Беляков 28 ноября 1982 года.

Похоронен на Новодевичьем Кладбище.

 

 

Перед школой главным управлением ВВС КА была поставлена задача по обучению 250 летчиков и 250 штурманов со сроком обучения семь месяцев.

Школа состояла из шести бомбардировочных эскадрилий. Три базировались на аэродроме Дягилево, одна на аэродроме Ряжск, две в зимний период работали с аэродромов Закавказского Военного Округа и Одесского Военного Округа.

Командиры эскадрилий:

Первой – майор Орловский;

Второй – майор Онискович;

Третьей – майор Герасимов;

Четвертой – майор Павленко;

Пятой – майор Воробьев;

Шестой – майор Иванов.

 

Инженеры эскадрилий:

Первой – старший лейтенант Скуркович;

Второй – капитан Щетников;

Третьей – старший лейтенант Фишер;

Четвертой – капитан Хреновский;

Пятой – капитан Самарин;

Шестой – старший лейтенант Колесник.

 

В гарнизоне Дягилево имелось два ангара, два склада ГСМ, одна казарма на 750 человек, строилось здание учебно-летного отдела и два жилых дома № 1 и № 2. Была одна столовая на всех.

В обустройстве гарнизона принимали активное участие Начальник ВВС Рычагов П.В., Командующий Московского Военного Округа маршал Советского Союза Буденный С.М. – выделил в г. Рязани 2 казармы, 2 жилых дома и 5 автобусов для перевозки личного состава из города в гарнизон.

Нарком Обороны маршал Советского Союза Тимошенко С.К. постоянно контролировал обустройство гарнизона и помогал в обеспечении материальными средствами.

Зима 1940-1941г. была очень снежная, полосу укатывали волокушами и утрамбовывали для полетов самолетов на колесах. В январе – феврале начали подготовку постоянного состава. Аэродромные службы тыла в это время работали круглосуточно.

Средства уборки снега совершенно отсутствовали, поэтому снег на дорогах и стоянки самолетов чистили и убирали лопатами и увозили на санях

 

Жилья было мало. Рядовой состав школы жил в зимних палатках. Часть личного состава проживала в г. Рязани и окружающих деревнях. Из города в гарнизон личный состав возили на автобусах.

Решался вопрос о перевозке от станции Рязань-1 до городка на теплушке, среди личного состава ее любовно называли «Малашка». Ветеран части полковник в отставке Онискович Д.Н. в своих записках писал: Гарнизон огорожен не был, ни деревьев, ни кустов на территории не было. Отсутствовал и питомник деревьев в Рязанской области.

Пользуясь случаем, при разговоре по телефону по депутатским делам с председателем Верховного Совета М.И. Калининым, генерал Беляков на вопрос как идут дела с формированием школы, невзначай пожаловался на отсутствие растительности на территории. Буквально на третий день стали прибывать самолеты с саженцами декоративных деревьев и кустов –   М.И. Калинин помог.

Был составлен план посадки, распределены участки по подразделениям. Было посажено 24000 штук саженцев декоративных деревьев и кустов. Территорию огородили колючей проволокой, пешеходные дорожки от УЛО до проходной оборудовали из битого кирпича

Много внимания уделялось теоретической подготовке слушателей, проведению тренажей в кабине самолета, отработке различных навыков работы с оборудованием в кабине и в случаях возникновения аварийных ситуаций.

Для лучшего обеспечения работы летчика в кабине (перед выруливанием, на взлете, полете по кругу, заходе на посадку и посадке) инженерно-авиационной службой была изготовлена и утверждена начальником школы инструкция (памятка) о порядке действий летного состава в кабинах самолета ДБ-3 и ДБ-3ф. Она была издана (карманной книжкой) в типографии школы для всех командиров экипажей, инструкторов и слушателей.

Благодаря самоотверженному труду личного состава, в школе приступили к теоретическому обучению с переменным составом и полетам с постоянным составом. Генерал Беляков писал: «Решили с 1 января начать теоретические занятия в классах и учебно-тренировочные полеты с постоянным составом эскадрилий. Срок нам утвердили и в приказе по ВВС установили считать 1 января днем открытия школы. Я преклоняюсь перед самоотверженным трудом всего личного состава школы. Никогда не считались со временем, если было надо, делали безропотно и в будни и в праздники».

«В феврале 1941 я был в Москве в Кремле на собрании старых и новых формирований – командиров дивизий, корпусов, школ. Первый раз я услышал от Сталина в конце большого выступления, он сказал: «А тактические задачи решайте на Германию».

 

К маю 1941 г. в школе имелось самолетов:

  • ДБ-3   –         80
  • СБ       –         15
  • ТБ-3   –         8
  • УТ      –         2
  • У2       –         8

Комплектование проводилось личным составом, имеющим образование не ниже среднего. Комплектование переменным составом происходило очень медленно. Только к 1 мая 1941 г. летчиков обучалось 183 человека, штурманов 224 человека.

Самолёт ТБ-3

 

К началу Великой Отечественной войны теоретические  курсы закончили по ускоренной программе и отправлены в действующие части:

  • летчиков – 162 человека;
  • штурманов – 183 человека.

Самолёт ДБ-3ф (Ил-4)

 

Летно-технические характеристики самолета ДБ-3ф (Ил-4):

 

Длина самолета, м

14,76

Размах крыла, м

21,44

Двигатели

М-88Б

Мощность, л.с.

2×1100

Взлетный вес, кг

 

   нормальный

7933

   максимальный

10153

Максимальная скорость, км/час

429

Практический потолок, м

9700

Время набора высоты, м/мин

5000/12,1

Дальность полета, км

3300

Оборонительное вооружение

3 пулемета 7,62 мм

Бомбовая нагрузка, кг

 

   нормальная

1000

   максимальная

2500

 

Самолеты ДБ-3 стали поступать на вооружение с января 1937 года, еще до преобразования ТБА в ДБА. Серийное производство новой модификации самолета ДБ-3Ф началось в конце 1939 года. С лета 1942 года самолет стал именоваться Ил-4 в связи с тем, что Верховным главнокомандующим было принято решение все выпускающиеся отечественной промышленностью самолеты называть именами Генеральных конструкторов, возглавляющих конструкторские бюро, – разработчиков этих самолетов.

Самолёт СБ

 

Летно-технические характеристики самолета СБ:

 

Длина самолета, м

10,5

Размах крыла, м

19

Двигатели

Райт «Циклон»

Мощность, л.с.

2×730

Максимальная скорость, км/час

430

Вооружение

4 пулемета ШКАС, 4 пушки ШВАК (520 снарядов)

Бомбовая нагрузка

2 бомбы по 250 кг или 6 по 100 кг

 

Командир 1-го ДРАП

м-р Орловский Г.Ф.

 

С началом Войны из личного состава 1-й Высшей школы Штурманов ВВС КА сформирован 1-й дальний разведывательный авиационный полк  ГК. Командир полка майор Орловский Г.Ф., заместитель командира Онискович Д.Н., начальник штаба подполковник Ковалев, заместитель по политчасти майор Яковлев, начальник разведки майор Соболев, инженер полка инженер-майор Скуркович, начальник отдела кадров майор Богданов, штурман полка майор Зелов, начальник связи полка капитан Чебанов. Командиры эскадрилий капитаны Курышев, Гуляев и Чернов

Экипажи летали на глубину 500 - 600 км. Фотографировали передвижение немецких танковых колон. Разведывали аэродромы и другие важные объекты противника по заданию главного штаба ВВС. За период с 20 июля по 1 ноября 1-й ДРАП ГК провел 361 боевой вылет с общим налетом 1675 часов.

 Объяснить в коротком очерке героизм воздушного разведчика гораздо сложнее, чем героизм экипажа бомбардировщика. В пользу бомбардировщика всегда говорит число боевых вылетов и бомбардировок, нанесение противнику конкретного урона.

Но как уложить в сжатых строках отчета десятки километров фотопленок и сотни фотопланшетов, по которым корректировались замыслы командующих армиями и фронтов. Ни одна бомбардировка не представляла собой такой ценности, как те разведданные, которые привозил с собой экипаж самолета разведчика.

За время боевой работы боевые потери составили: 31 самолет и 65 человек личного состава. Экипаж ст. лейтенанта Чернова после выполнения задания имел в самолете 75 пробоин и снаряд в центроплане. Генерал Беляков в своей книге «В полет сквозь годы» описывает такой эпизод: В октябре 1941г. немцы заняли г. Михайлов и двигались в сторону Рязани.

Экипаж старшего лейтенанта Долголева возвращался с задания, но нехватило горючего и они сели в районе поселка Захарово и попали в плен..Разведывательно-диверсионная группа немцев, захватившая наших летчиков вывезла их в район Михайлова самлет сожгли.

Утром следующего дня внезапно налетело два звена штурмовиков, мотопехота немцев побежала в разные стороны, началась паника. Воспользовавшись ситуацией, экипаж бежал и благополучно прибыл через двое суток на свой аэродром.

 

В одном из полетов экипаж капитана Шанаева получил серьезные повреждения и совершил посадку на брюхо на своей территории менее километра от линии фронта. Стрелок-радист экипажа младший лейтенант Акулов был серьезно ранен, но несмотря на свое тяжелое состояние сумел передать сообщение о месте приземления и результатах разведки. Через несколько часов от полученных ран он умер.

В полку снарядили срочно самолет на помощь экипажу, взяли лопасти винтов другие необходимые запасные части. К вечеру экипаж был найден и самолет под управлением лейтенанта Аркатова с техническим составом приземлился рядом. Поднять самолет, лежащий на брюхе, не было возможности, поэтому под самолетом выкопали траншеи и выпустили шасси.

Заменили лопасти винтов, выкатили самолет на ровное место и тут обнаружили серьезные поломки в стойках шасси. Посадку на такие шасси выполнить не возможно. Инженер эскадрильи старший лейтенант Гайдамакин принимает решение заменить подкосы деревянными стойками. В посадке срубили две акации и из них сделали дополнительное укрепление стойки шасси.

Все это происходило в непосредственной близости к линии фронта, где не прекращался бой и пули и снаряды долетали до самолетов. Единственное прикрытие для работавших по восстановлению самолета была жиденькая посадка.

Восстановленный самолет благополучно взлетел, и с неубирающимися колесами, пролетев 200 километров, приземлился на аэродроме Житово. Здесь самолет подремонтировали и на нем еще летали слушатели.

Полковник Онискович Д.Н.в своих воспоминаниях о войне, так описывал свой полет на разведку: «Мой экипаж, набрав высоту 3000 м. над аэродромом взял курс на запад. Через 15 минут штурман Зелов доложил, что видит впереди по дороге движение колоны, которая поднимала походу движения сильную пыль. Внимательно присмотревшись, мы заметили танки, которые двигались в сторону Рязани на Михайлов.

Мы развернули самолет, и штурману удалось сфотографировать колону. Одновременно я приказал радисту открытым текстом передать на КП, что танки движутся не на Москву, как предполагалось, а в обход Москвы на Рязань. Нас приняла Рязань и Москва, доложили Сталину. Сталин потребовал дополнительную разведку и снимки. Пришлось совершить повторный вылет и с малой высоты сделать снимки. Всю ночь мы готовили фотопланшеты, а на утро я полетел в Москву, на центральный аэродром. Несмотря на то, что я имел пароль, меня обстреляли зенитки.

Не успел еще выключить двигатели, а к самолету подлетела машина. Встречал генерал-лейтенант Ворожейкин. Примерно в 16 часов вернулся на свой аэродром. Меня встретил генерал Беляков, дал приказ сесть на подготовленный самолет По-2, перелететь на аэродром в Михайлове с генералом Дроновым, а далее, оценив обстановку, доставить генерала Дронова в штаб 10-й армии, так как место нахождения штаба не известно.

Когда мы сели в Михайлове к самолету подбежал механик и доложил, что немецкие танки находятся всего в двух километрах от места приземления, самолеты с аэродрома перелетели в Коломну, а ему поручили стеречь бочки с бензином пока не придут бензозаправщики. Генерал Дронов приказал срочно слить топливо из бочек на землю, чтобы бензин не достался фашистским танкам. Мы с генералом взлетели в сторону танковой колонны. Только поднялись и сразу увидели танки, нас начали обстреливать.

Резко развернулся на малой высоте на 180 градусов и здесь увидели сильный пожар на земле, генерал мне кричит: «Механик перестарался, надо его забрать, а то немцы расстреляют». Сел с прямой в кусты, благополучно, механик подбежал к нам, а посадить его некуда. Решили привязать его стропами парашюта к плоскости, так и перелетели Захарово. Отвязали механика, велели сообщить властям о приближающихся танках, а самому идти в санчасть и перевязать ожоги которые он получил во время поджога бензина. Вернулись в Рязань.

Нас встретил генерал Беляков, которому Дронов доложил всю обстановку и мы, после дозаправки вылетели на аэродром в Сталиногорске (Новомосковск). Там после посадки попали под налет немецких самолетов. К тем пулевым пробоинам, которые мой самолет получил в Михайлове, добавились дыры от осколков немецких бомб.

К счастью серьезных повреждений самолет не имел, хотя продырявлен был основательно. Как потом стало известно, что благодаря мерам принятым генералом Дроновым, танки немцев, оставшиеся без горючего, были захвачены подошедшими из Рязани частями.

Подготовленных летчиков своими самолетами перевозили в действующие части. В одном таком полете участвовал начальник школы генерал Беляков, перевозили личный состав на аэродром Вязьма. Сели, не выключая двигателей, высадили людей, а в это время в район аэродрома вышли немецкие танки, пришлось срочно взлетать.

Ушли на бреющем полете, возвращались ночью, уходили из под обстрела истребителями противника. Потеряли ориентировку, горючее на исходе, вышли на Оку, добрались до нашей площадки в Хрущево, там приземлились, после посадки остановились двигатели, кончилось топливо.

Вокруг городка и аэродрома была организована оборона от наступающего противника и от возможной высадки десанта. Психологическое состояние было таково, что даже отдельные облака порой принимали за парашютистов и поднимали тревогу.

На здании УЛО стояла зенитная батарея. Дежурили круглосуточно, расчеты отдыхали прямо в здании. Еще две батареи находились: одна в районе ангаров, а другая в районе складов ГСМ. В начале войны массовых налетов на аэродром немецкая авиация не предпринимала.

Бомбили городок только один раз, фашистский самолет сбросил несколько зажигательных бомб. В основном немцы совершали регулярные налеты на станции Рыбное и Дивово. В городке была сформирована команда по противодействию десантам противника. По периметру аэродрома были отрыты окопы, организованы огневые точки. Проводились тренировки по занятию готовности и пристрелке местности.

После разгрома немцев под Москвой группа летного состава 1-го разведывательного полка была приглашена в Кремль для получения правительственных наград. Вместе с ними для награждения прибыли солдаты, офицеры, генералы непосредственно с фронта и из госпиталей, которые участвовали в обороне Москвы.

Это была особая сурово-торжественная обстановка. Среди награжденных было много воинов с еще не зажившими ранами. Церемония награждения проходила быстро, деловито, по-фронтовому. Награды вручал М.И. Калинин. В его краткой заключительной речи звучала железная уверенность партии, правительства, всего советского народа: «Враг будет разбит, победа будет за нами».

За успешную боевую работу 252 человека личного состава школы получили правительственные награды и 182 человека получили медаль «За Оборону Москвы». Один   орден «Ленина», 20 ордена « Красного Знамени», 21 ордена «Красной звезды», 20 медаль «За отвагу», 8-«За боевые заслуги».

17 июля 1941 г. из личного состава сформирован 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк в составе 54 экипажей на самолетах ДБ-3ф. Он был полностью укомплектован летным и инженерно-техническим составом, самолетами и отправлен в действующую армию.

1 августа 1941 года 1-я ВШШ ВВС КА реорганизована в Учебный центр по переучиванию летно-технического состава и формированию новых частей на самолетах МиГ-3. Подготовлено 350 летчиков на самолет МиГ-3, из них сформировано 15 авиационных полков и отправлено на фронт.

Подготовка самолёта ДБ-3 к полёту

 

В период интенсивной подготовки в школе находилось до 700 самолетов, разного типа и назначения, в том числе только на аэродроме Дягилево находилось до 300 самолетов.

В этот период части школы располагались на шести аэродромах и дополнительно на полевых аэродромах на прибрежных лугах рек Ока и Вожа. Из-за интенсивности полетов по подготовке летного состава истребителей ежедневно выходило из строя по 3-4 самолета (Миг-3), на которых слушатели летали самостоятельно.

Основной ошибкой была слишком ранняя уборка закрылков после взлета, при этом не было повреждено ни одного учебного самолета. Поврежденные самолеты техническая команда вместе с техниками этих самолетов отправляла в мастерские школы.

В мастерских определялся фронт работы и устанавливался срок готовности самолета. Ремонт производился в присутствии технического экипажа самолета. Срок ремонта от двух до пяти дней. Летная работа проводилась круглосуточно, что особенно тяжело сказывалось на техническом составе, управление инженерно-авиационной службы состояло, в то время, только из трех человек:

  • Главный инженер школы Нечаев,
  • Инженер по вооружению Зуев,
  • Инженер по спецоборудованию Ильюшин.

В мастерских школы находилось 70-80 самолетов. Такое большое количество самолетов, находившихся на ремонте, требовало высокой организованности всех звеньев мастерских, четкого планирования и правильной расстановки специалистов. С этим хорошо справлялся инженер Анохин.

Высокую организованность и трудолюбие проявлял начальник самолетного цеха Мамин и начальник слесарно-механической группы Гаврюков. Кроме мастерских школы для ремонта самолетов привлекались все ремесленные училища города Рязани, которые работали под руководством опытных специалистов мастерских школы.

Ремонт самолетов облегчался тем, что в Рязани один из заводов изготавливал крылья и некоторые узлы для самолета МиГ-3. Большую сложность создавало отсутствие техники, особенно подъемных кранов. Так в Луховицах на два аэродрома был всего один подъемный кран.

В период переучивания переменного состава большая работа проводилась личным составом УЛО.

Начальник УЛО майор Андреев.

Трудом личного состава УЛО учебная база школы была обеспечена хорошо, классы оборудованы наглядными пособиями, действующими макетами и схемами. Особенно большая нагрузка в этот период в УЛО легла на цикл материальной части самолетов и двигателей. Начальник цикла – Лучников, преподаватели Павлов, Устименко.

За короткое время переучивания летчиков – истребителей необходимо было подготовить и технический состав обученный минимуму необходимых знаний, особенностям подготовки и эксплуатации самолетов.

Летом занимались на самолетах, которые находились в ангарах на ремонте и учебных самолетах, которые не летали в это время. К переучиванию привлекались также инженеры частей и подразделений постоянного и переменного состава.

1 сентября 1941 года сформировано и  подготовлено 30 экипажей на самолет ДБ-3ф из личного состава Школы.

14 октября 1941 г. произошло перебазирование 1-й ВШШ ВВС КА в город Карши. Истребительный отдел выведен из состава школы.

На новом месте базирования в г. Карши, была поставлена задача подготовки и усовершенствования экипажей ДБА в составе летчика, штурмана и стрелка-радиста, способных выполнить одиночный полет днем и ночью в сложных метеоусловиях. Срок переучивания    6 месяцев. Школа располагалась на трех аэродромах – Карши, Ханабад, Нишан.

Командиры эскадрилий и инженеры эскадрилий:

  • 1-я аэ. – командир Бутко, инженер Фишер.
  • 2-я аэ. – командир Онискович, инженер Щетников.
  • 3-я аэ. – командир Орловский, инженер Скуркович.
  • 4-я аэ. – командир Чернов, инженер Хреновский.
  • 5-я аэ. – командир Воробьев, инженер Самарин.
  • 6-я аэ. – командир Иванов, инженер Бобринев.

Начальник Школы Беляков, Комиссар школы – Березин, начальник политотдела – Рубин. Заместитель по летной подготовке был назначен Герой Советского Союза Щелкунов. Штурманом школы назначен Герой Советского Союза Малыгин.

 

Вторая эскадрилья занималась вывозкой летного состава днем на самолетах ДБ-3, а пятая ночью на самолетах ДБ-3ф, остальные эскадрильи занимались подготовкой полетов по маршруту днем и ночью.

Каждый месяц должны были выпускать по 20 экипажей. На аэродроме жара, пыль по щиколотку. Размещались в райисполкоме, здании поликлиники, заняли помещение сбербанка, техникума и водхоза. Семьи военнослужащих расселяли по городу.

Вода привозная, у железнодорожного вокзала цистерна, к ней ходили за водой. Вокруг города стада джейранов, организовали охоту, чтобы добыть дополнительную пищу для членов семей военнослужащих. На аэродроме Ханабад в 12 км от города по дороге, которая во время дождей не проезжая, было три землянки: одна под штаб и общежитие инструкторского состава, одна столовая, одна казарма.

Рядом арык, узкий мелкий, но все-таки вода, холодная чистая, спасение от жары. Условия для полетов очень сложные, из-за жары самолеты на старт вывозили трактором или машиной, на старте запускали и взлет на земле слушали с замиранием сердца: взлетевший самолет, даст перебои или не даст? После набора 2000 м гул двигателей ровнее пошли по маршруту.

Заменили моторное масло на касторовое – оно не пригорало даже при температуре выше 110 градусов. Летали днем и ночью по кругам по маршрутам без перерывов и выходных.

Ночью на свет прожекторов сползались фаланги, множество к ним постепенно привыкли. В казармах появились скорпионы, их тоже много, к ним также привыкли. По утрам подъем сигналили дикие ишаки. Весной землянки залило водой, в землянках ходили по доскам положенным на кирпичи.

Обеспечение запасными частями, питанием, обмундированием и обслуживанием аэродромов занимался тыл школы.

 

  • Начальник тыла – Мырцимов;
  • Начальник техотдела – Сорокин;
  • Интенданты тыла – Демин, Брусничный, Горбачев;
  • Начальник боепитания – Судиловский;
  • Начальник ГСМ – Захаров;
  • Автослужба – Прохоров, Кабарухин, Черных;
  • Аэродромная служба – Рябов, Кевелин, Воропаев, Кравчук.

Все эти люди приложили немало усилий для обеспечения нормальной работы школы.

Большую помощь для выполнения поставленных задач и обеспечения всем необходимым оказывало правительство Таджикской ССР.

В связи с формированием Авиации Дальнего Действия, 24.02.1942 г. 1-я Высшая школа штурманов переименовывается в 1-ю Высшую школу штурманов и летчиков авиации Дальнего Действия с подчинением Командующему АДД при ставке Главного Верховного Командования.

С основной задачей подготовки экипажей самолетов ДБ-3 и Ил-4 в школе развернуто 6 учебно-бомбардировочных эскадрилий.

 

Экипаж, закончивший школу перед отправкой на фронт - 1942 год

 

В 1943 году 15 апреля проведено перебазирование 1-й Высшей школы штурманов и летчиков АДД из г. Карши на аэродромный узел Троицк. Школа размещалась на четырех аэродромах: Троицк, Кумысная, Федоровка, Карсы.

Мастерские школы находились в Федоровке. В городе Троицке размещалось управление школы, тыл, УЛО, и шестая Эскадрилья. Летное поле в Троицке было маленькое, не ровное. Летать можно было только с двух направлений. Учебная база располагалась в конюшнях, но это было нормально по тем временам.

На всех точках базирования, условия работы летного, а особенно технического состава были очень тяжелые. Очень сложно было с жильем, в основном жили в землянках, постоянное чувство голода, питались зачастую сухим пайком, который и готовили сами.

Это был самый тяжелый период работы летного и инженерно-технического состава, УЛО и тыла школы. В Троицке для организации нормальной деятельности школы большую работу проводили Березин, Дьяченко, Сабуров, Плюсин . Плюсин летал на всех типах самолетов, на всех аэродромах.

Его трудно было отыскать на земле, он постоянно был в полете днем и ночью. Большое трудолюбие проявляли командиры эскадрилий: Орловский, Воробьев, Иванов, Курышев; инженеры эскадрилий: Скуркович, Самарин, Фишер, Бобринев. Командиры кораблей: Улесков, Нестеренко, Смирнов, Струнников, Пустовой, Гуляев, Рычков, Кучелев, Ступеньков, Федоренко, Экономов, Краснов, Синяков, Левчук, Павлов, Титков. Самоотверженным трудом отличались техники: Орлов, Денисов, Лозовой, Изирский, Дворецков, Силкин, Самороцкий, Беляков, Манько, Коробочкин; механики: Буров, Ряднин, Ларионов.

Большая нагрузка легла на плечи экипажа самолета Ли-2: командир корабля Москалев, бортовой техник Анаевский.

Высокую организованность и умение при ремонте авиационной техники показал начальник ПАРМ Звездин.

Личный состав расположился в землянках, на всех построили 9 добротных землянок. Пол земляной, электрического света нет, баня за 20 км. В землянках миллионы клопов и все попытки их вытравить не увенчались успехом. Под летное поле использовалась пашня после уборки озимых.

Подъездные пути к летной площадке отсутствовали, горючее хранилось в цистернах, которые волоком таскали на очень большие расстояния. Емкости, принадлежавшие МТС, были не герметичны, грязные и вообще не соответствовали своему назначению.

В течение 1943 года школа готовила экипажи для самолетов Дальней авиации. Была поставлена задача подготовить 240 экипажей и 300 штурманов. Налет на каждый экипаж 115 часов.

Постановлением ГКО № 5131 от 9.02.1944 г. произошло перебазирование 1-й Высшей школы штурманов и летчиков авиации Дальнего действия из
г. Троицк в г. Рязань на аэродромы Дягилево, Житово, Григорьевское, Ряжск, Моршанск, Александровка, Сосновая.

2.03.1944 г. по директиве Генерального штаба произошло переименование школы в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации Дальнего действия.

Сформировано 4 полка Ил-4 по две эскадрильи. Девятая эскадрилья на самолетах   Ли-2.


Самолёт Ли-2

 

Летно-технические характеристики самолета Ли-2:

 

Длина самолета, м

19,65

Размах крыла, м

28,81

Двигатели

АШ-62ИР

Мощность, л.с.

2×900

Взлетный вес, кг

11700

Максимальная скорость, км/час

295

Практический потолок, м

4200

Дальность полета, км

2150

Оборонительное вооружение

пулеметы ШКАС 7,62 мм (в носу самолета, в бортах фюзеляжа и в экранированной турели на фюзеляже), позже этот пулемет заменили на УБТ – 12,7 мм

Бомбовая нагрузка, кг

до 4×ФАБ-250

Полезная нагрузка, кг

4500 (или 20 человек)

 

В связи с ликвидацией Управления ДА и образования 18-й ВА, Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей авиации Дальнего действия переходит в подчинение ВВС КА.

За год школой было выпущено 125 экипажей и 176 штурманов, 27 стрелков-радистов и 242 воздушных стрелка. Общий налет составил 30543 часа.

22.12.1944 г. в соответствии с Директивой Генерального штаба КА и ВВС КА получено новое наименование: 1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей ВВС КА. Полкам присвоено наименование:

  • 21-й учебный ап – Дягилево. Командир ап – майор Орловский.
  • 22 учебный ап – Ряжск. Командир ап – майор Воробьев.
  • 23 учебный ап – Житово. Командир ап – майор Курышев.

В 1945 году выпущено 32 экипажа, штурманов – 123, стрелков-радистов – 193, воздушных стрелков – 235, наземных радиотелеграфистов – 73.


Руководящий состав школы 1945 года

 

В своих воспоминаниях о службе в Рязанской высшей  школе штурманов АДД генерал-лейтенант Беляков А.В. писал: «В суровые годы Великой Отечественной войны, личный состав и вольнонаемные работники школы продемонстрировали свою беспредельную любовь к нашей Великой Родине, большевистской партии и Верховному Главнокомандующему своим активным участием во всех проводимых политических компаниях партии и правительства, направленных на укрепление военного могущества СССР.

В первые дни Великой Отечественной войны, когда вероломно напав на нашу Родину, враг обрушил свою громадную военную машину и двигался вперед по нашей земле, на призыв партии и правительства весь наш советский народ откликнулся своим активным участием в создании крепкого фонда обороны страны».

Личный состав и вольнонаемные работники школы подхватили этот всенародный патриотический почин и приняли в этом деле самое активное участие. В фонд обороны нашей Родины мы внесли около 250 тысяч рублей деньгами и свыше 6 миллионов рублей облигациями государственных займов.

Многие патриоты и патриотки в нашей школе внесли в фонд обороны золотые и серебряные вещи, теплые обмундирование и одежду, кожаные и валяные сапоги и другие вещи, которые были отправлены командирам и бойцам Западного направления.

Огромное значение в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков имели государственные военные займы. С небывалым подъемом проходила реализация их в нашей стране в исключительно короткие сроки и с большим превышением суммы, установленной нашим правительством.

За период Великой Отечественной войны личный состав школы и вольнонаемные работники дали взаймы государству около 5 миллионов рублей. Многие офицеры, сержанты, рядовые и вольнонаемные работники давали взаймы государству по 3-10 месячных окладов своего жалования.

По инициативе Саратовского колхозника Ферапонта Головатого, в нашей стране разрослось великое патриотическое движение за сдачу средств на постройку самолетов, танков, орудий и др. вооружения.

Личный состав и вольнонаемные работники нашей школы приняли активное участие в этой политической компании, собрав свыше миллиона рублей на постройку самолетов – дальних бомбардировщиков. За этот патриотический поступок мы получили приветствие от Сталина с благодарностью от Красной  Армии.

Большое значение имеет в деле ускорение разгрома врага выпускаемая в период войны денежно-вещевая лотерея, доходы которой целиком идут на финансирование мероприятий, связанных с ведением войны.

Офицеры, сержанты, рядовые вольнонаемные и члены семей офицеров нашей школы в проведении этого мероприятия принимали активное участие. Они приобрели билетов на сумму свыше одного миллиона рублей.

Большая работа была проведена нашей женской организацией по оказанию помощи раненым бойцам и командирам, а также детям, оставшимися сиротами. Женщины собрали на покупку подарков раненым бойцам и командирам 5148 рублей и много подарков (папирос, кисетов, конфет, одеколона, бритв и т.д.) на сумму 6546 рублей.

За годы Великой Отечественной войны в 1-й Рязанской Высшей Офицерской школе ночных экипажей подготовлено:

  • 387 экипажей самолетов ДБ-3Ф и Ил-4;
  • 519 летчиков;
  • 933 штурмана экипажа;
  • 255 стрелков-радистов;
  • 564 воздушных стрелка;
  • 350 летчиков на Миг-3.
  • 186 человек награждены орденами;
  • 2661 медалями.

 

20 выпускников школы стали героями Советского Союза.

 

 

 

ГЛАВА 2.
ШКОЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х ГОДОВ И НАЧАЛА 50-х.

В 1946 году произошла реорганизация школы. Директивой генерального штаба 26.04.1946 г. вновь создана Дальняя авиация и школа перешла в подчинение Дальней авиации с наименованием 1-я Рязанская Высшая авиационная офицерская школа Дальней авиации.

Управление школы в 1946 году:

  • Начальник школы – генерал-лейтенант авиации Волков;
  • Начальник политотдела полковник Рубин;
  • Начальник штаба – полковник Бухтояров;
  • Заместитель по летной подготовке – полковник Лисин;
  • Штурман школы – Герой Советского Союза полковник Малыгин;
  • Заместитель по ИАС – полковник Нечаев.

Расформированы 2-а учебных авиационных полка в Моршанске и Житово.

Через год 1-й РВАОШ ДА присвоен номер войсковой части 74386.

В 1948 году школа получила новое наименование Рязанская Военная авиационная школа Боевого применения Дальней авиации.

В 1950 году в Дягилево построена бетонная ВПП длиной 2500 метров и система посадки.

Построена и пущена в эксплуатацию троллейбусная линия Рязань-Дягилево, в строительстве которой личный состав школы принимал активное участие. Каждой семье определялся участок дороги и они должны были подготовить этот участок для твердого покрытия. Копали ямы для столбов, на которые вешали контактные провода. Личный состав и члены семей военнослужащих работали с большим энтузиазмом. Троллейбусная линия, одна из самых первых в городе, связывала военный городок с городом надежным транспортным сообщением, что позволило членам семей военнослужащих работать в городе. Перестали ходить поезда со станции Рязань-1.

 

В 1946-50 гг. перед школой стояла задача подготовки летчиков штурманов на самолеты Ил-4, Ли-2, В-25, а также воздушных стрелков-радистов.

Самолет В-25 стал базовым самолетом для переучивания летного состава на самолет Ил-28, так как он в то время был наиболее подходящей машиной с передним расположением колеса. Часть самолетов получили из Иваново, остальные из строевых частей.

Самолёт В-25

 

Летно-технические характеристики самолета В-25:

 

Длина самолета, м

16,13

Размах крыла, м

20,58

Высота самолета, м

4,98

Двигатели

Wright Cyclone
R-2600-13

Мощность, л.с.

2×1700

Взлетный вес, кг

 

   максимальный

16350

Максимальная скорость, км/час

434

Практический потолок, м

7400

Дальность полета, км

2150

Оборонительное вооружение

9 пулеметов 12,7 мм

Бомбовая нагрузка, кг

1800

 

Самолет В-25 «Митчелл» – американский двухмоторный бомбардировщик, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. В Советский Союз было поставлено в годы войны 862 самолета, согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Самолет эксплуатировался до начала пятидесятых годов.

В это время в школе не хватало технического состава всех специальностей. Было принято решение из механиков готовить техников, которые сдавали экзамены экстерном, после прохождения определенной программы в УЛО. Одновременно готовились механики всех специальностей тоже в классах УЛО. Для успешного освоения самолета Ту-4 необходимо было подготовить технический состав, поэтому в центре организовали централизованную подготовку офицеров-техников по десятимесячной программе из сержантов и сверхсрочников. В полку, где командиром был полковник Улесков Г.Г. в течении года подготовили 714 офицеров-техников, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны.

Механиков готовили офицеры Прасолов, Ярощук, Шелудько, Аристархов, Любимов, Порохняк, Добренякин.

Техников учили офицеры Бакановский, Устименко, Григоренко, Шурыгин, Якуничев, Данильченко, Изирский, Губарев.

Перевооружение школы на самолеты нового поколения потребовало перестройки всех структур: систем обеспечения посадки, всех систем связи, радиосветотехнического оборудования, технического обеспечения и снабжения горючим, средствами наземного транспорта и другими средствами обеспечения. Все это потребовало очень больших организаторских усилий. Все эти вопросы решались одновременно.

Летная работа, с одновременным переформированием частей и подразделений и на самолетах, которые прошли боевые действия, сопровождалась авариями и катастрофами, только в 1949 г. было совершено 22 летных происшествия.

В 1950 году школе поставлена задача: переучить два полка в составе 55 экипажей школы и 66 экипажей 2-й ТБАД на самолет Ту-4.

Самолёт Ту-4 принят на вооружение в 1947 году

 

Летно-технические характеристики самолета Ту-4:

 

Длина самолета, м

30,18

Размах крыла, м

43,05

Двигатели

АШ-73ТК

Мощность, л.с.

4×2400

Взлетный вес, кг

 

   нормальный

45200

   максимальный

55000

Максимальная скорость, км/час

520

Практический потолок, м

11200

Дальность полета, км

5100

Оборонительное вооружение

5 спаренных пулеметов УБТ (12,7 мм) или пкшек Б-20Е (20 мм) или НС-23 (23 мм)

Бомбовая нагрузка, кг

до 8000

 

Ремонт самолёта на стоянке Школы

 

Задача эта была успешно выполнена, переучены 55 экипажей двух полков Школы и 68 экипажей 2-й ТБАД. Кроме того прошли переподготовку командиры 70-й БАД генерал-лейтенант Дрянин В.Ф., командир 2-й ТБАД генерал-майор Тихонов В.Г., командир 57-й ТБАД генерал-майор Бабенко А.Д. Переучили на самолет В-25 два полка. Прошли теоретическую и наземную подготовку наземные специалисты и 79 заместителей командиров по политчасти. Подготовили для сдачи экстерном за техническое училище 174 человека. За год потеряли 2 самолета Ту-4. Один В-25 и один По-2.

В октябре 1950 г Школа отметила свое 10-летие.

Личный состав Школы активно участвовали в общественной жизни части, города и области.

В городке подготовлен к строительству стадион, заложен парк, проведено огораживание жилого городка. Посажены деревья вдоль домов и вокруг здания УЛО. В некоторых местах проложен асфальт для тротуаров.

Личный состав школы и члены семей военнослужащих подписывались на Государственный заем восстановления и развития народного хозяйства.

В общественной жизни городка Дягилево активно участвовали члены семей военнослужащих. Проводились различные спортивные соревнования, работали кружки по интересам для военнослужащих и членов семей. Активно работал женсовет части.

В 1951-1955 годах личный состав Школы активно занимался подготовкой летчиков, штурманов и других авиационных специалистов на самолетах Ту-4, Ли-2 и В-25.

В Ряжске полк под руководством полковника Клевцова, в составе четырех эскадрилий и отдельного отряда на самолетах Ли-2, готовили правых летчиков на самолет Ту-4, которые эксплуатировались в школе, а также готовили летчиков для гражданской авиации.

Руководящий состав и личный состав УЛО проходил переучивание на самолет Ту-4 на заводах. Руководящий состав полков переучивался на заводе в Казани в полку, который вел подготовку экипажей для Дальней авиации.

Для УЛО было закуплены кабины Ф-1 и Ф-2, закупались отдельные агрегаты и узлы, заказывались стенды, укомплектовывались необходимым оборудованием и приборами. Подготовка экипажей на Ту-4 потребовала от инженеров и преподавателей УЛО большого трудолюбия, высокой организованности и изобретательности в методике обучения и обеспечения наглядными пособиями, инструкциями и указаниями.

В Школе в это время была хорошо организована рационализаторская работа. В школе под руководством подполковника Порохняка проводились ежегодные выставки рационализаторской работы. Принимали участие в выставках в городе Рязани. На этих выставках Школа всегда занимала первые места.

На выставку в Москву, организованную службой ИАС ДА, от нашей Школы было послано много стендов и среди них действующий макет Ту-4 с пультом управления. Автором этого макета был преподаватель майор Якуничев, ему помогал преподаватель майор Устименко.

Приказом Командующего ДА за действующий макет Самолета Ту-4 авторы были награждены премией в размере 3000 рублей, что было немало по тем временам. Всю зиму 1949-1950 года школа училась, а с весны 1950 года началась летная работа на базе полученных самолетов. В течении года оба полка были почти полностью укомплектованы самолетами Ту-4.

 

В период подготовки экипажей на самолетах Ту-4 руководящий состав и ИАС Школы несли большую нагрузку. Нужно было ежедневно контролировать переучивание переменного состава в УЛО, как летного, так и технического.

Все зачеты от переменного состава принимались ИАС управления Школы, затем летный и инженерно-технический состав, при хорошей оценке, допускался к эксплуатации самолета Ту-4. Поэтому инженерам всех специальностей помимо знаний технических данных моторов и оборудования самолета, необходимо было в совершенстве знать инструкции экипажа, командира корабля и бортового инженера.

Летный состав отрабатывал особенности аэродинамики самолета, особые случаи в полете и боевое применение. Кроме того, ИАС Школы нужно было вести контроль за состоянием авиационной техники, правилами ее эксплуатации, за планированием отхода в ремонт двигателей и агрегатов оборудования, согласно срокам службы и регламента.

 

После изучения программы подготовки в УЛО и сдачи зачетов, летный состав проходил вывозную программу. Обучением в районе аэродрома занималась, в основном вторая и третья эскадрильи, а первая занималась маршрутной подготовкой и совершенствованием полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью. Поэтому полеты проводились круглосуточно, независимо от метеоусловий.

 

Период 1950-1953 годов был исключительно вдохновенного слаженного труда всего личного состава и членов семей военнослужащих и всего городка. Труда благотворно сочетавшегося с хорошо поставленной спортивно массовой работой, художественной самодеятельностью, работой по благоустройству военного городка.

Был построен стадион, заложен парк, проложены асфальтовые дорожки и дороги. В 1953 году построили дом № 8, первый после войны. Во всех этих делах был хороший дух соревнования и соперничества – у кого получится лучше!

 

С 1950 по 1956 год Школа дала для Дальней авиации: 

  • 604 командира корабля самолета Ту-4;
  • 787 штурманов;
  • 992 вторых летчиков;
  • 818 стрелков-радистов,
  • 414 воздушных радистов;
  • 446 командиров огневых установок;
  • 1231 командиров кораблей на самолет Ли-2;
  • Кроме того было подготовлено 317 экипажей из строевых частей.

 

В 1954 году обучение на самолетах В-25 прекратили.

 

 

На курсах в Школе готовили специалистов летчиков по 400 человек в год, штурманов 400 человек в год, инженерно-технического состава 400 человек в год, воздушных стрелков-радистов и стрелков 400 человек.

 

Кроме того, в Школе проходили переподготовку наземные специалисты связи и РТО, водители шоферы III класса, офицеры-политработники ротного звена.

 

Общий налет в школе ежегодно составлял около 30000 часов.

 

В 1954 году Школа получила новое наименование «30-я Военная авиационная Школа боевого применения Дальней авиации».

 

Жизнь Школы была неразрывно связана с жизнью страны. По мере восстановления народного хозяйства росло благосостояние личного состава школы. Строился городок. Было построено 10 многоквартирных домов.

Улучшался казарменный фонд. Построена новая летная столовая (в настоящее время техническая), банно-прачечный комбинат. По инициативе группы офицеров управления школы подполковника т/с Аристархова В.Н., подполковника Исакова В.Е., майора Махова Г.М., инженер-майора Гордон Я.Л., капитана т/с Репина Е.В., инженер-капитана Желтова Г.И., была спроектирована, построена и введена в эксплуатацию телевизионная ретрансляционная станция, что способствовало улучшению культурного обслуживания военнослужащих и членов семей военного городка Дягилево.

 

Выполняя решения январского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС «Об увеличении продуктов животноводства» личным составом школы, рабочими и служащими, членами семей военнослужащих в колхозе «Авангард» было взято в аренду 102 га земли, где был посажен и выращен хороший урожай кукурузы.

 

В 1956 году закончено строительство стадиона. Для строительства стадиона, на аэродроме Житово резали дерн и возили на машинах в городок, укладывали все вручную.

На основном стадионе проводились только соревнования, а тренировки проводили на двух других стадионах. В гарнизоне Дягилево, силами личного состава построен и введен в действие плавательный бассейн.

Продолжалось благоустройство военного городка, в гарнизоне кроме основного стадиона было построено еще два стадиона, на которых занимались военнослужащие. Продолжалась посадка деревьев и кустарников в парке и вокруг домов. Регулярно проводились спартакиады с привлечением членов семей военнослужащих.

Над зданием УЛО надстроили четвертый и пятый этаж, что позволило расширить возможности обучения переменного состава. Военнослужащие городка активно участвовали в спортивных соревнованиях города Рязани и области.

 

 

 

 

ГЛАВА 3.
НАЧАЛО ОСВОЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ.

 

1956 год начало освоения самолета Ту-16 1-й аэ 595-й утбап. В 1957 году началось массовое освоение школой самолета Ту-16.

Самолёт Ту-16

 

Летно-технические характеристики самолета Ту-16:

 

Длина самолета, м

34,80

Размах крыла, м

32,99

Двигатели

РД-3М

Тяга, кгс.

2×9500

Взлетный вес, кг

 

   нормальный

72000

   максимальный

75800

Максимальная скорость, км/час

1050

Практический потолок, м

12800

Дальность полета, км

5640

Оборонительное вооружение

пушки 7×НР-23 (23 мм)

Бомбовая нагрузка, кг

9000

Ракетное вооружение

«Комета-1», КСР-2, КСР-11, К-10, КСР-5

Ту-16 (заправщик, перекачивает в полете до 10000 л. керосина)

 

Организационный состав Школы в 1957 году:

  • управление;
    • циклы и классы УЛО;
    • батальон переменного состава;
    • 595-й утбап на самолетах Ту-16;
    • 596-й утбап на самолетах Ту-4;
    • 597-й утбап на самолетах Ил-14 (курсы подготовки командиров кораблей на самолете Ил-14 г. Ряжск);
    • учебная авиационная эскадрилья самолетов Ил-14;
    • батальон связи и РСТО;
    • тыл Школы;
    • батальон аэродромно-технического обеспечения (в Ряжске).
    •  
    • В 1957 году проводили на пенсию заместителя начальника  Школы Героя Советского Союза Старжинского

По итогам работы за 1957 год в Школе было подготовлено 74 командира корабля на самолет Ту-16 и 45 штурманов. Одновременно готовили летчиков и штурманов на самолет Ту-4 и Ли-2.

Общий налет за 1957 год составил 22337 часов. Из них:

  • на Ту-16 – 3996 ч;
  • на Ту-4 – 3773 ч;
  • на Ли-2 – 13133 ч.

В 1958 году подготовка летчиков и штурманов на самолете Ту-4 практически была прекращена. Ту-4 использовался только как самолет УШС.

Полеты осуществлялись на самолетах Ту-16 и Ли-2. Кроме того в Школе проходили теоретическое переучивание командиры кораблей, вторые летчики, штурманы, КОУ и радисты на самолет Ту-16. Общий налет сократился и составил 14300 часов.

В октябре 1958 года Центральные курсы подготовки летного состава подчинены Командующему 50-й Воздушной Армией Дальней авиации. Расформирован 597-й утбап на самолетах Ли-2, Ил-14.

В результате всех изменений в 1959 году курсы состояли:

  • Управление.
  • Циклы и классы УЛО.
  • Батальон переменного состава.
  • Учебный тяжелобомбардировочный авиационный полк самолетов
  • Ту-16 (595-й утбап).
  • Учебная авиационная эскадрилья на самолетах Ил-14.
  • Тыл.
  • Узел связи.
  • Рота аэродромно-технического обеспечения эскадрильи Ил-14 Ряжск.

В конце года передан в подчинение начальника 30-х Центральных курсов подготовки летного состава ДА, 89-й отдельный транспортный авиационный полк с частями обеспечения в г. Остафьево.

В 1959 году прибыла на переучивание группа летного и технического состава Китайской Народной республики. Для подготовки китайских авиаторов в Центре была создана группа по подготовке специалистов из Китая.

В состав группы вошли как основной контингент по подготовке летчики-штурманы, инженеры и преподаватели курсов, кроме того были привлечены наиболее подготовленные специалисты из частей Дальней авиации. В основном летчики-инструкторы и штурманы-инструкторы.

Программа предусматривала обучение экипажа полетам в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью с боевым применением (бомбометание и стрельба по наземным мишеням). Все элементы полета выполнялись слушателями под контролем наших инструкторов.

Подготовку техники осуществляли также китайские специалисты под руководством наших инженеров и техников. Первые опыты полетов на реактивной технике показали, что китайцы физически не могут освоить полеты на самолете Ту-16 так, как ощущался недостаток питания.

Председатель КПК Мао Дзе Дун специальным распоряжением приказал китайским летчикам есть мясо, шоколад и другие высококалорийные продукты. Освоение самолетов закончилось успешно.

Китайские авиационные специалисты активно участвовали в общественной жизни городка Дягилево. Они посадили аллею в парке около нынешнего детского сада, участвовали в спортивных мероприятиях, концертах художественной самодеятельности.

Дальняя авиация активно осваивала виды вооружения. В части начало поступать ядерное оружие. На базовом аэродроме г. Рязань и в учебном Центре такового не было, поэтому часть летчиков и штурманов, для изучения работы с ядерным оружием выезжали в части Дальней авиации.

Несколько экипажей участвовали в полетах 39-й отдельной эскадрильи особого назначения на аэродроме Оленья. С этого аэродрома отрабатывалось практическое применение атомных бомб. В 1961 году экипажем 409-й тбап подполковника Дурновцева со штурманом майором Клещ была сброшена сверхмощная термоядерная бомба.

Полеты самолетов на практическое бомбометание продолжались вплоть до 1963 года. В 1963 году испытания прекращены и 39-я отдельная  авиаэскадрилья особого назначения расформирована.

В феврале 1959 года в гарнизон г. Рязань прибыл Н.С. Хрущев. Находился в городке в течение двух дней. Ходил по авиагородку, встречался с жителями городка, проводил беседы. Проживал в специальном поезде, который стоял за зданием УЛО.

После вручения Рязанской области Ордена, и переходящего Красного знамени ЦК КПСС и Совета Министров Хрущев Н.С. убыл в Москву.


 

В 1960 году 595-й утбап расформирован. Гарнизон Ряжск передан под руководство 43-й ВА ВВС. Самолеты Ил-14 переданы в Иваново.

Расформирование полка

Сидят Некрасов, Леонов, Улесков, Корчагин, Долголетко, Экономов

Стоят: Синяков, Истомин, Пятин, Заика, Резников, Швырёв, Теревков, Седов, Кратов, Муратов, Беляев, Маченин, Рябов, Ярцев, Сокуренко

 

 

 

 

ГЛАВА 4.


ОСВОЕНИЕ ЦЕНТРОМ РАКЕТОНОСНОЙ И СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ. 60-е ГОДЫ.

 

В 1961 году 30-е Центральные курсы подготовки летного состава ДА переформированы в «Летный Центр боевого применения и подготовки командиров кораблей ДА».

Состав Центра:

  • Управление.
  • УЛО, Отдел по освоению и боевому применению новых средств авиационной техники.
  • Отделение переменного состава.
  • Авиационная эскадрилья боевого применения новой техники, одна на самолетах Ту-16.
  • Учебные тяжелобомбардировочные эскадрильи – три.
  • ОБС и РТО.
  • Тыл Центра.
  • Группа по переучиванию военнослужащих иностранных армий на самолетах Ту-16.

На вооружении Центра состояло 46 самолетов Ту-16 в том числе: 3 самолета Ту-16А, 3 самолета Ту-16СПС, 1 самолет танкер, 2 самолета заправляемых.

Кроме того на вооружении состояли транспортные самолеты Ту-116, Ту-104, Ил-14 и 2 самолета Ту-4УШС.

В Центре прошли переучивание 42 человека индонезийских ВВС летного и технического состава. 55 человек летного и технического состава ВВС ОАР (Египет).

Подготовлено 83 человека командиров кораблей самолета Ту-16, переучено теоретически 240 человек помощников командиров кораблей.

Отдел по освоению и боевому применению новой техники и 4-й эскадрильи осваивали на аэродроме Барановичи самолет Ту-22 с боевым применением ракет Х-22, а также начали первое освоение полетов с ракетами КСР-2 и КСР-11 на самолете Ту-16 в частях 2-го и 6-го ОТБАК.

Летно-технические характеристики самолета Ту-22:

 

Длина самолета, м 41,04

 

Размах крыла, м  23,65

 

Двигатели  РД-7М2

 

Тяга, кгс  2×16000

 

Взлетный вес, кг  

   нормальный     72000

   максимальный  92000

 

Максимальная скорость, км/час  1540

 

Практический потолок, м  13200

 

Радиус действия, км  2900

 

Оборонительное вооружение  1 пушка 23 мм

 

Ракетное вооружение  1 ракета Х-22

 

Самолет в частях дальней авиации использовался как бомбардировщик-ракетоносец, воздушный разведчик и самолет РЭБ.

В 1962 году подготовка летчиков Дальней авиации продолжалась по планам командования ДА. В этом году подготовлено 164 человека командиров кораблей на самолет Ту-16.

Продолжилось обучение летного состава ВВС Индонезии и начато обучение летного и технического состава ВВС Ирака на самолет Ту-16. Летчики, штурманы и другие специалисты продолжали обучение летного и технического состава Объединенной Аарабской республики Египет.

Было много сложностей языкового барьера. Летчик-инструктор капитан Пищагин Дмитрий Борисович вспоминал, как он обучал летчика полетам на практическом потолке самолета, и при этом допустили грубую ошибку, свалились с потолка.

Пищагин начал выводить самолет из сваливания при этом физические нагрузки, и перегрузка были очень велики. Пищагин кричит арабскому летчику, чтобы он помогал, а тот сложил руки и молится. Пищагину всеже удалось вывести самолет из режима сваливания с большим трудом, при этом от перегрузки и физической нагрузки у него глаза налились кровью. Когда он спросил араба, почему он не помогал?

Тот ответил, что он молил Бога, и Аллаху было угодно оставить их в живых.

 

В 4-й авиаэскадрилье впервые в Центре был произведен пуск ракеты  КСР-2 с самолета Ту-16. Кроме того, летный состав Центра в частях ДА на самолетах Ту-16 начал выполнять полеты на дозаправку топливом в полете. По всем этим мероприятиям шла длительная подготовка. Теоретическое обучение, подготовка экипажей. Проведение тренажей, изучение опыта полетов на дозаправку в строевых частях и летчиков испытателей.

Продолжилось совершенствование структуры обучения летного состава. В Дальней авиации не хватало подготовленных специалистов летчиков, штурманов, специалистов ИАС, происходила смена поколений, и сказались сокращения Вооруженных Сил, в том числе и личного состава Дальней авиации. В этих условиях повысилась аварийность в частях ДА. Перед летным Центром командующий ДА поставил задачу качественной подготовки командиров кораблей как основного звена в обеспечении безопасности полетов.

 

Рос военный городок Дягилево. Сданы еще несколько домов. В 1960 году построена и сдана школа, чему очень радовались и дети и родители. До этого дети ходили в школу, организованную в казарме (где в настоящее время расположен штаб тыла).

Построена еще одна современная (по тем временам) казарма для личного состава, солдатская столовая. К концу 60-х построено общежитие для офицерского состава. Продолжилось совершенствование стадиона.

В 1962 году в гарнизоне Дягилево проводилась уже 18-я по счету летняя спартакиада, в которой приняли участие все военнослужащие и большинство членов семей, по возрастным категориям.

 

В 1963 году подразделения летного Центра базировались:

  • 1-я аэ переведена из Шайковки в гарнизон Зябровка Гомельской области;
  • 2-я и 3-я аэ находились в Рязани;
  • 4-я аэ в г. Барановичи;
  • ТЭЧ 1 – в Рязани;
  • ТЭЧ 2 – в Зябровке.

Подготовлено 117 командиров кораблей.

В летном Центре ДА проводилась подготовка специалистов на самолет Ту-22. Теоретическое переучивание прошли 180 человек летного и технического состава.

В частях осваивали самолеты Ту-16 – К-16. Летный Центр и в этом принял активное участие. За 1963 год в летном Центре прошли подготовку 533 человека.

Одновременно готовили специалистов для иностранных армий. 1963-1964 году готовили инженеров и техников для ВВС Индонезии и ОАР.

1964 г. Летный Центр боевого применения и подготовки командиров кораблей ДА переименован «43 летный Центр ДА».

В 1965 году летный и технический состав 4-й эскадрильи переучился на самолет Ту-22. Первыми в центре освоили самолет Ту-22 экипаж майора Никерина, члены экипажа подполковник Шемякин, майор Пицик. Четвертая эскадрилья полностью перешла на самолеты Ту-22.

 

КК майор Никерин 

 

 

п/п-к Шемякин - штурман экипажа Никерина

 

Оператор РТСС экипажа Никерина

 

Создан смешанный авиационный отряд из 4-х экипажей на самолетах Ту-107-1, Ту-124Ш-3, Ил-14-2. Экипажи этого отряда выполняли большую работу по перевозке личного состава из гарнизона в гарнизон, перевозки грузов на другие аэродромы центра, сопровождение летных экипажей при посадке на запасные аэродромы. На самолете Ту-124Ш-3 готовили штурманский состав к боевому применению.

В 1965 году Центр отметил 25-и летие. На празднование прибыло много ветеранов и гостей, в их числе были: генерал-лейтенант Беляков Александр Васильевич, генерал-майор Воспанов П.Е. и летчик-космонавт Герман Степанович Титов.


 

 

Начальником Центра осенью 1966г. назначен полковник Крейнин Давид Маркович – боевой летчик, летавший на всех типах самолетов Дальней авиации. Последний начальник Центра из числа участников Великой Отечественной войны.

Он первым в центре освоил дозаправку топливом в воздухе днем и ночью на самолете Ту-22 и обучил этому виду боевой подготовки летный состав четвертой эскадрильи. Первым освоил взлет на самолете Ту-22 со стартовыми ускорителями. Человек, влюбленный в полеты, прививал эту любовь и подчиненному летному составу, был всегда примером летного мастерства.

 

В 1968 году четвертая эскадрилья перебазировалась из Барановичей в Рязань и в 1973году стала первой в дальней авиации переучиваться на самолет Ту-22М.

 

На основании директивы Генерального штаба 43-й летный Центр получил новое наименование: «43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава».


 

С 1968 года в Центре проводили теоретическую подготовку с офицерами Дальней авиации. Готовили командиров авиаполков, штурманов авиаполков, начальников штабов авиаполков, командиров эскадрилий, штурманов авиаэскадрилий, начальников штабов авиаэскадрилий, офицеров РЭП, начальников ВО и ТП ап и аэ, начальников связи ап и аэ, начальников КП, руководителей полетов, командиров кораблей по теоретической и летной программам, помощников командиров кораблей.

Студентов гражданских вузов по программе подготовки штурманов, технический состав на присвоение офицерского звания, проводили подготовку офицеров запаса.

 

Кроме этого личный состав курсов выезжал в части Дальней авиации для переучивания и подготовки летного и технического состава частей. На новые типы самолетов и вооружения. В исследовательском отделе ежегодно по планам командования ВВС и ДА выполнялось по 20-25 тем научно-исследовательских работ.

 

В 1970 году расформирован отдел подготовки слушателей спецконтингента.

 

В 1970 году Центр отметил свое тридцатилетие. В честь этого события  у здания Дома офицеров была поставлена памятная стела с надписью. Открывал стелу полковник Крейнин Давид Маркович.


 

 

 

 

 

 

 

Далее привожу отрывки из книги генерала Быстрова Анатолия Александровича " ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЁТЫ", стр 538-551

 

Статья Андрея Александровича Кузнецова, заместителя начальника 43 ЦБП и ПЛС по ИАС с 2002 по 2010 годы 

 

Оглавление

Заместители по ИАС 43 ЦБП и ПЛС 

Необходимость создания Центра

Задачи Центра

Современные условия

Передовые специалисты ИАС Центра

Центральные офицерские курсы. Организация учебного процесса

Инженерно-технические циклы

Группа тренажёров