Воспоминания

Владимира Ивановича Каширина

Часть 3

 

 

Озёрное

 

По окончании ВВА им Гагарина, в августе 1986г, я был направлен в 341 тбап, гарнизон Озёрное, на должность заместителя командира полка.

 

В этом же гарнизоне располагалась и 15 гвардейская тбад. Командиром дивизии ещё был генерал Долганов Юрий Григорьевич. Он проходил стадию увольнения из СА: отпуска, госпиталь – ВЛЭК и т.д.

С Долгановым я был мало знаком. Как-то раз мы были в бане. Общительный, интересный человек. У него замечательный голос. Мне понравилось его пение. О его командирских качествах мне трудно говорить.

После его увольнения в конце 1986г на эту должность был назначен полковник Мещеряков Виктор Васильевич.

 

 

Заместителем командира дивизии был п-к Балашов Виктор Иванович. Начальником Политотдела дивизии был п-к Кузьмицкий Виталий Иванович. Заместитель по ИАС был п-к Полозюк Юрий Георгиевич. НШ дивизии был п-к Желдак Евгений Андреевич. Старшим штурманом дивизии был п-к Юркевич  Сергей Василиевич. Начальником тыла был п-к Колодяжный. Этих людей я хорошо помню.

 

В целом, это были замечательно образованные, профессионально подготовленные офицеры. С командиром дивизии, п-ком Мещеряковым В.В. мы были знакомы ещё по Бобруйску, затем вместе переучивались в гарнизоне Барановичи на самолёт Ту-22. Теперь так получилось, что он приехал командовать дивизией, а я уже был заместителем командира полка.

 

Мещерякову недоставало некоторых качеств, необходимых командиру:

- решимости при принятии решений;

- поиска единомышленников и сплочения вокруг себя коллектива. Прежде всего, заместительского звена, которое должно помогать в любой работе;

- выстраивания отношений с подчинёнными. Уважение и авторитет командира складываются не сразу. Это постоянная работа над собой и с людьми.

 

В то время в дивизию входили полки:

- 251, г. Белая Церковь – самолёт Ту-16;

- 260, г. Стрый – самолёт Ту-16, перевооружение на Ту-22М3.

-341, г. Озёрное – самолёт Ту-22.

 

Полк в Стрыю проходил этап переучивания и перехода на новый самолёт Ту-22М3. Это - непростой период, на который  командование дивизии вовремя не обратило должного внимания. В дальнейшем это переросло в серьезную организационную проблему, требующую решительных действий. Разнотипность самолётов в дивизии требовала нового стиля работы, поддержки командира дивизии на всех уровнях работы заместительского звена. Многолетнюю привычку работы коллектива управления дивизии надо было менять.

 

Помню, проверялась боеготовность 251 полка. Обнаружены были серьёзные недостатки в поддержании боеготовности. Это и наличие боеготовых экипажей, и процент боеготовой техники, и знаний задач … короче, шум был немалый. Хоть мы и служили в другом полку, но нас информировали. Отголоски этой проверки ещё долго поминали нашему соединению на всех подведениях итогов и разборах.. 

 

В результате, командование армии направило Мещерякова в гарнизон Белая Церковь для исправления положения дел. Почти месяц он там находился. По косвенным признакам я понимаю, что ему это удалось плохо. Потом и отношение командования армии к нему стало негативным.

 

Результатом досадных промахов стал преждевременный его уход с должности и назначение инспектором Дальней авиации по боевой подготовке. Виктор Василиевич не получил звание генерала на должности командира дивизии.

Вот, судьба человека.

 

Ещё когда мы переучивались, я невольно обратил внимание на некоторую его  обособленность, отдалённость от коллектива. Он был подполковником, мы – старшие лейтенанты.

 

Мы в ресторан пойдём или ещё куда, на природу, посидим там или в профилактории. Конечно же, в выходные дни, за рюмочкой какой-то …

 

Он всего этого сторонился. Я не видел, чтобы он где-то выпивал или расслаблялся. Можно сказать, был человеком не пьющим.

 

А после того, как судьба его сломала, он подсел на алкоголь. В конце концов это и увело его в далёкий путь …

 

Царство небесное командиру!

 

Он был высокообразованным офицером. Теоретически подготовлен и неплохо летал на Ту-22!

 

В 1988г его сменил и получил генерала Михаил Михайлович Опарин.

 

Кузьмицкий Виталий Иванович (на фото справа)

 

Он был по специальности штурман. Когда я восстановился после академии в лётной работе, он любил со мной летать. Просил всегда планировать его на разведку погоды и т.д. Много полётов мне пришлось выполнять с ним.

 

Он штурман, я командир корабля. Помню один полёт. Подробно рассказывать не хочется. Как-то после  разведки погоды, мы возвращались со стороны Чёрного моря через Кременчугское водохранилище.

 

В полёте с ним немного повздорили. Я визуально вижу, что мы идём по правому берегу водохранилища, а надо идти по левому. В тот день была хорошая видимость. Он всё спорил, что мы идём нормально. Потом РЦ вмешался в наш полёт. Передал, что мы уклонились. В экипаже пришлось навести порядок.

 

Я взял курс на Черкассы и далее в район своего аэродрома. Фактически, без штурмана я заходил на посадку и садился.

 

Случай не очень хороший. Командование его замяло.

 

В воздухе же был нач. ПО дивизии! Закончился этот случай тихо, без шума. Но определённый осадок у меня остался.

 

Общались с ним потом ровно. Насколько это возможно в отношениях с зам ком полка. Мне часто приходилось оставаться за командира полка и вместе работать. Никуда не денешься! 

 

 

Балашов Виктор Иванович (фото внизу, справа, в пальто)

 

Через год после моего прибытия в полк он ушёл лётчиком-инспектором в ОГА. Виктор Иванович давал мне  первый контрольный полёт на спарке Ту-22 после длительного перерыва.

Он даже спросил меня перед полётом: «Ну,  как лётчик-то ты себя ощущаешь?»

 

Вопрос был не праздный. Он узнал, что я три года не летал за время обучения в академии.

- Слабаком не считался. Но и асом себя не считаю.

- Ну, давай повнимательнее!

Сделали два полёта. Всё нормально. Всё получилось. У нас с ним установились тёплые взаимоотношения.

 

 

Юркевич Сергей Василиевич

 

Старший штурман дивизии. С ним приходилось общаться. Интересный, весёлый человек. Профессионал высокого класса. Штурманская служба его была на высоте и в дивизии, и в полку. Нормальный мужик, на мой взгляд.

Даже как-то в гараже у него пришлось побывать однажды. Запомнились изумительные солёные грузди!

 

 

С НШ, Желдаком Евгением Андреевичем, мне не приходилось общаться. Знал его ещё со времён моей стажировки в гарнизоне Белая Церковь, в 1984г. Он дружил со Щербининым Виктором Николаевичем, командиром отряда, с которым я летал в то время. Они жили в одном подъезде. В общем, он меня знал. Вот и весь уровень общения.

 

 

Евгений Андреевич Желдак в центре, в комбинезоне, слева, в кожанке п-к Исаев Николай Петрович - нач. СБП  15 тбад. В пальто-зам командира 15 тбад п-к Балашов Виктор Иванович. Между Желдаком и Балашовым стоит п-к Арепьев Юрий Иванович, после долголетнего и славного командования 200 гв.тбап в Бобруйске возглавил ЛМО ТВВАУЛ. Слева второй - Сергей  Петрович  Колосов, нач. УЛО ТВВАУЛ

 

 

О взаимоотношениях с остальными должностными лицами 15 гвардейской тяжёлой бомбардировочной дивизии ничего существенного сказать не могу.

 

 

Руководящий состав 341 тбап

 

 Слева направо: Бушуев, Филоненко, Качармин, Каширин, Наточеев, Вилешин

 

Командиром полка был п-к Рыжаков Александр Анатольевич

Сильный и грамотный лётчик. Много отдавал времени личному составу. Занимался и лётной подготовкой, и художественной самодеятельностью. Помню, создал хор командиров кораблей. Мы выходили на сцену в кожаных куртках. Выступали на разных праздничных концертах. Конечно же, это не главные его качества.

 

Он ушёл на повышение в 1987г. Стал заместителем командира дивизии. Постепенно подошло время к развалу Советского Союза. В конце концов, он оказался преподавателем ВВА в Монино.

 

До сих пор у нас сохраняются тёплые отношения.

 

В 1987г его сменил мой однокашник,  Владимир Фёдорович Качармин.

 

Заместителем командира полка был Игорь Иванович Чернышёв. Мой товарищ по Мачулищам. Мы  переписывались. Он ждал моего приезда: «Вместе будем работать!»

 

В августе он поехал в отпуск домой, под Воронеж.  Где-то на речке, в которую он когда-то прыгал с берегов в детстве, решил прыгнуть ещё раз. Прыгнул. Очень серьёзно повредил позвоночник. Оказался в больнице.

 

Жена боролась вместе с ним за выживание. Он даже диктовал через жену мне письма: «Я выживу! Я выживу!»

 

К сожалению, в 38 лет он ушёл из жизни. В октябре его похоронили там же, на родине с. Старая Чигла, Анненский р-н, Воронежская обл. Небольшое сельское кладбище у разрушенной Церкви. Координаты могилы: N51.28199. E040.38235

Жена его, Галя, оставила нам ключи от их квартиры. Мы с семьёй некоторое время там прожили.

 

 

Второй зам был п/п-к Бушуев Юрий Александрович.


 

Коренастый, крепкий мужичок. Любил летать. Был хорошим инструктором. Учил лётный состав. Он был постарше нас. Видимо, его карьерная перспектива была потеряна. И через какое-то время, кажется, в 1988 году, он ушёл руководителем полётов в Мачулищи.

Вместо него прибыл мой однокашник Титков Валерий Александрович. С ним вместе мы потом и работали.

 

 

Александр Вениаминович Табакаев, старший штурман.

 

Толковый, грамотный парень. Весёлый. Он мне очень нравился. Он приехал из Зябровки, после катапультирования. 5 сентября 1979г. катастрофа самолета Ту-22У, КК к-н Литовкин А.Д., инструктор м-р Коршунов В.Н., штурман ст.л-т Табакаев А. Полет ночью на сухое контактирование, на догоне превысили Vпр=820, М=097. Разрушился киль.  Награждён был орденом Красной Звезды. Мы с ним послужили вместе в Озёрном. Штурманская служба была сильнейшая! Мне очень нравились эти штурманы. До сих пор с ними дружу.

Штурманы полка Бастрыков Володя, Ежов Владимир Фёдорович - летал в моём экипаже.

Начальник связи полка, м-р Ткач Андрей.

Начальник ВОиТП м-р Новик Геннадий Брониславович.

Начальник РЭП м-р Неверов Валерий Васильевич

Со мной одновременно приехал в полк п/п-к Филоненко Валерий Сергеевич на должность замполита. Весёлый, энергичный. Балагур, в хорошем смысле слова. С лётным составом общался много. У него была проблема профессиональной подготовки.

 

Он был штурманом. Ранее летал на Ту-16. На Ту-22 переучиваться было негде, а в полку отдельно для заместителя командира полка вопрос переучивания  никто не ставил. Переучивание самостоятельно не получалось. Трудно это даётся. Он как-то сдавал зачёты. Потом, через некоторое время его допустили. И мне пришлось заниматься его вывозной программой.

 

Это особая тема. О ней сейчас даже и не расскажешь. Но парень он был хороший. В прошлом, 2021 году, ушёл из жизни. Светлая ему память.

 

Марк Григорьевич Вилешин. Подполковник, заместитель командира полка по ИАС.

 

Умный, толковый. Деликатный, пунктуальный. Сильнейшая служба ИАС была под его руководством. Сейчас он живёт в Озёрном.

  

Наточеев Николай Александрович, начальник штаба полка. 

 

Штурман по специальности. Летал вместе со всеми. Руководил штабом. В принципе, мы нашли с ним взаимопонимание. Мне часто приходилось оставаться за командира полка. Вместе надо было работать единой командой. И это у нас получалось.

 

 

1 АЭ.

Командир п/п-к Васильев Валера. Мой однокашник по училищу. 1974г выпуска.

 

Заместитель ком АЭ был м-р Казаков Юрий Иванович. Опытнейший лётчик. Инструктор. С ним приходилось мне летать. Много о нём ходило всяких легенд в полку.

 

Штурман АЭ был м-р Чиров Сергей Фёдорович. Хороший, грамотный штурман. Энергичный человек.

 

2АЭ.

Командир п/п-к Суздалев Михаил Викторович.

 

Сильный лётчик, фанат лётного дела! Заядлый охотник, свойский парень. До сих пор в Москве с ним общаемся на встречах  ветеранов. Хорошие отношения!

 

Заместитель ком АЭ – м-р Поповский Пётр Николаевич. С ним мало общались.

Штурман АЭ – Науменко Сергей Андреевич.

 

С ним дружили в полку. Часто бывали вместе в командировках. Много летал я с ним в одном экипаже. До сих пор здесь, в Москве, мы поддерживаем хорошие отношения.

 

3 АЭ.

Командир п/п-к Полунин Михаил Павлович. Выпускник ТВВАУЛ 1973г. Он в скором времени ушёл заместителем командира полка в Мачулищи.

Заместитель – Соколов Сергей Михайлович. Принял командование АЭ от Полунина.

Штурман АЭ – м-р Усков Сергей.