Майор, военный летчик 1 класса

     Родился 13 августа 1931г. в селе Волковка, Екимовичского района, Смоленской обл.  РСФСР в крестьянской семье.

Отец – Буцев Никифор.  Мать – Буцева Мария Андреевна, 1899 г.р.

В семье было еще 3 дочери - старшие сестры. Впоследствии, все родственники и их семьи проживали и работали в Брянске. Среднюю школу окончил в Брянске в 1951г.

     Поступил и учился в сельскохозяйственном техникуме. Одновременно был принят в аэроклуб ДОСААФ в г. Брянске. После окончания аэроклуба в 1953г., по направлению областного военкомата был направлен и зачислен курсантом Балашовского ВАУЛ  Дальней  и  военно-транспортной авиации (ВТА),  которое  закончил в 1955г.  Заметим, что это самое старейшее училище летчиков Советского Союза (организовано 22 октяря 1930г.) по подготовке именно летчиков-бомбардировщиков. А Тамбовское ВВАУЛ ведет свою родословную от 15 декаря 1930г. С 1 сентяря 2002г. училище носит наименование 785-й Балашовский учебный авиационный центр – 4-й авиационный факультет Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

После окончания училища был направлен в Полтаву, где проходил службу в должности помощника командира корабля Ту-4.

      17 апреля 1956г. женился в Киеве. Жена – Буцева (Бузикова) Татьяна Константиновна, 1935г.р. Уроженка г. Ростова.

      Отец жены Константин Бузиков – офицер-подводник. Погиб в 1941г. на Черном море в составе экипажа подводной лодки.

      30 января 1957г. в семье родился сын Владимир. К этому времени, молодая семья уже проживала в Мачулищах, куда был переведен глава семьи. Служба шла своим чередом. Летал помощником командира Ту-4, затем Ту-16.  Вскоре стал командиром Ту-16.

      В апреле 1964г.  было закончено теоретическое переучивание личного состава 1  АЭ на  самолет Ту-22Р,  которое было проведено на заводах МАП и методом сборов на учебной базе  полка.  С 1 апреля по 25 октября 1964г. полк вновь находился на аэродроме Зябровка в связи с продолжением капитального  ремонта БВПП своего родного аэродрома.  На аэродроме был завершен огромный обьем работ. Бетонную  ВПП  удлинили до  2980 м,  нарастили толщину монолитного  бетонного покрытия  еще на 30 см - до  60 см (!).  Аэродром Мачулищи  стал способен принимать самолеты самых тяжелых типов  и  получил  классификацию 1-го класса. 

       Среди летчиков, первым в истории полка,  выполнил посадку на штатном Ту-22 на родном аэродроме МАЧУЛИЩИ  военный летчик 1-го класса  капитан  Буцев  Анатолий  Никифорович.

       В 1965г. по состоянию здоровья пришлось стать командиром единственного в полку самолета Ту-124УШС. Помощником командира корабля был ст. лейтенант Шедрин В.Ю., впоследствии, ст. лейтенант Середа. Борттехник ст. лейтенант Александров Г.  Старший техник корабля   ст. лейтенант Федорченко Н.  Бортмеханик сержант Жабенка.  Бортрадист старшина Валентин Захарович Дубов (художник и бессменный оформитель всевозможных схем, плакатов, образцов учебной и наглядной агитации в полку). Самолет был введен в штаты полка с целью ускорения обучения и введения в строй штурманов экипажей Ту-22 и их качественной подготовки. Таким образом берегли ресурс доростоящих боевых Ту-22, обеспечивался и упрощался процесс обучения и налет штурманского состава полка. К тому же полк располагал своим транспортом для доставки срочных грузов и личного состава на оперативные аэродромы. Обеспечивалось выполнение и других неотложных задач повседневной жизни полка. Предшественником Ту-124УШС был Ту-4УШС, который был списан в 1964 году. Сначала его перегнали на аэродром Зябровка, где наш полк переучивался на Ту-22 и после очередного ЧП с Ту-4, последовало распоряжение и полковой Ту-4 УШС отогнали на дальнюю стоянку, где завершилась его долгая летная жизнь. А вскоре, совершенно, не думая о потомках, там же и утилизировали.

       В 1974г. капитан Буцев А.Н. с блеском выполнил очередную задачу, поставленную перед ним. Тогда он смог найти особые слова и успокоил командира гражданского пассажирского лайнера Ту-124. После взлета с гражданского аэропорта Минск-1 у пассажирского Ту-124 отказала система уборки шасси, не убралась правая стойка. Самолет направлен в зону для выработки топлива. Было принято решение посадить самолет на аэродром Мачулищи, имеющий более длинную ВПП, чем у  гражданского аэропорта. Однако, руководство ГВФ попросту перенервничало и не смогло помочь своему экипажу. Анатолий Никифорович, с присущим ему спокойствием, свободной манерой общения, успокоил командира и дал ему необходимые в тот момент рекомендации – ведь он имел к этому времени почти 15-летний опыт полетов на Ту-16 и Ту-124. Пассажирский самолет успешно выполнил посадку. Более 80 пассажиров и экипаж были спасены. Капитан Буцев А.Н. был удостоен благодарности от руководителя БССР - П.М. Машерова,  а ГК ВВС П. С. Кутахов присвоил ему очередное воинское звание «Майор».

       В 1975г. военный летчик майор А.Н. Буцев был уволен в отставку по выслуге лет. К тому же, самолет Ту-124УШС пришлось передать в 290 ОДРАП в Зябровку.

        В 1985г.,  Анатолий Никифорович, как офицер в отставке,  получил, положенную ему по Закону, новую  двухкомнатную квартиру в Минске в районе Шабаны (ул. Бачило, 4). Несколько лет работал спасателем на водохранилище Вяча, затем инженером в гараже УВД Миноблисполкома.

      Умер ветеран ДА и ВВС 1 декабря 1998г. в возрасте 67 лет (холицистит). Кремирован в Минске. По его завещанию, урна с прахом захоронена на Родине – кладбище Бежицкого района под Брянском.

       Сын Владимир.  Вырос, окончил школу в Мачулищах, а в 1976 г. и Сасовское училище летчиков ГВФ. В связи с отсутствием в училище самолетов первоначального обучения Як-18, обучение было сразу на самолете Ан-2. Всю свою летную жизнь отлетал на самолетах Ан-2 в Минском объединенном авиаотряде Белорусского управления ГВФ. Налет на самолетах Ан-2 около 7.000 часов. Его жена – Капустина Наталья Николаевна (они поженились 20.01.1979 г.) - дочь майора Капустина Николая Федоровича (штурман 1 АЭ – погиб в катастрофе экипажа капитана Пригожаева А.С.  26 апреля 1971г.).   В  семье Владимира Анатольевича Буцева родился сын - Сергей.

      В свою очередь, в его семье растут сын и дочь - правнук и правнучка незаурядного советского летчика Буцева Анатолия Никифоровича.  Живут они в Москве.

Ссылка на фотоархив

Примечание.

Биография составлена по воспоминаниям сына Владимира Анатольевича Буцева.